Участвуя в последнем на данный момент трудовом споре, обнаружил такую актуальную, на мой взгляд, проблему: в трудовых спорах срок исковой давности, оказывается, следует расценивать как альтернативный.
Берем статью 392 действующего Трудового кодекса Российской Федерации и разбиваем её на части:
- работник имеет право обратиться в суд за защитой нарушенного права в течение установленного ч.1 ст. 392 ТК РФ срока со дня вручения ему приказа об увольнении;
- работник имеет право обратиться в суд за защитой нарушенного права в течение установленного ч.1 ст. 392 ТК РФ срока со дня вручения ему трудовой книжки;
- работник имеет право обратиться в суд за защитой нарушенного права в течение установленного ч.1 ст. 392 ТК РФ срока со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.
Если мы обратимся к ст. 66.1 ТК РФ, то наблюдаем, что к сведениям о трудовой деятельности работника относится информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, иная информация, перечень которой является открытым (иными словами, не является исчерпывающи). Все эти сведения закреплены в документах работодателя с работником.
К документам, которые обязан выдать работодатель работнику относятся:
— трудовая книжка;
— расчетный листок;
— справка о среднем заработке за два предшествующих года и текущий календарный год;
— форма «Сведения о застрахованных лицах»;
— форма «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц»;
— выписка из раздела 3 Расчета по страховым взносам;
— выписка из Реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы (выдается не всем работникам, соответственно);
— копии документов, связанные с работы – трудовой договор, должностная инструкция, приказ о приеме на работу, приказы о переводах, приказ об увольнении (данные документы в отличие от вышеуказанных обязательных выдаются по письменному заявлению работника).
Вообще, есть хоть один человек, который, по крайней мере, один раз, получил весь вышеозначенный перечень документов при увольнении? Мне не встречались.
И практика, увы, такова, что срок исковой давности исчисляют именно со дня увольнения работника. Судебные органы всех уровней в данном отношении тоже работают «по старинке», не обращая внимания на альтернативность срока исковой давности в трудовых спорах.
Информация по альтернативности данного срока в трудовых спорах также не была найдена ни в течение процесса, ни в настоящее время.
Тем не менее, считаю, данная альтернативность заслуживает своего озвучивания, чтобы переломить существующую ситуацию. А в силах адвокатов и юристов более активно действовать в области применения альтернативности сроков исковой давности в трудовых спорах.