История про детей. И про систему защиты прав ребенка в нашей стране.
А раз про детей, то хорошо бы вспомнить какую-нибудь сказку. Например Л.Кэрролла «Алиса в стране Чудес». Страна чудес — мир, перевернутый вверх тормашками.
Так и система защиты детей, которая существует вверх тормашками. Если система начинает защищать ребенка, то все чаще делает это нелогично для самого ребенка, для семьи.
В этой истории я сыграл маленькую роль, но необходимую с точки зрения общей защиты семьи от нашей чудесной «системы защиты прав».
Одним зимним днем школьник младших классов возвращается домой из школы в немного рваной одежде и с незначительными ссадинами и синяками на теле. мальчик живет в молодой, совершенно нормальной со всех точек зрения семье. Мама и отчим — совершенно нормальные адекватные люди. Оба работают, ничего запрещенного и не очень запрещенного не употребляют. О ребенке заботятся. С отчимом у ребенка замечательные отношения. Замечательная семья.
Но у ребенка есть особенность — любит врать и при этом поддается влиянию. Это ни хорошо, ни плохо. Такое поведение свойственно для многих детей.
На вопрос родителей: «откуда столько счастья он выгреб?» мальчик пояснил, что игрались на территории школы на ледяной горке с ребятами. Толкались, катались, и вот результат. Ну кто из нас не катался на горках, не толкался с одноклассниками, не играл в царя горы. На этом, вроде как, все и закончилось, если бы не вмешалась в такую будничную историю та самая «система», призванная защищать права детей (в том числе от их же родителей, и от самих же детей).
" Если бы это было так, это бы ещё ничего. Если бы, конечно, оно так и было. Но так как это не так, так оно и не этак. Такова логика вещей." — Л.Кэрролл «Алиса в стране Чудес»
«Система» вмешалась в историю так жестко, я б сказал жестоко, молниеносно, с пиаром (а дело происходит в небольшом провинциальном городке), что со стороны обывателю показалось, что в отношении ребенка совершено вопиющее преступление.
Итак, на следующий день ребенок идет в школу учиться, ссадины увидел педагог и началось.
Этот же день: Вызов полиции, вызов следственного комитета, помещение в стационар больницы ребенка, осмотр квартиры, где проживает семья, возбуждение уголовного дела, задержание отчима и его допрос.
День второй: допрос матери, допрос ребенка с органами опеки, изъятие ребенка из семьи, помещение ребенка в реабилитационный центр, выход в суд с ходатайством об аресте отчима.
В итоге в аресте отказали, и несчастные, ничего не понимающие в происходящем родители побежали во всевозоможные инстанции искать правду, которую как вы понимаете не нашли.
Тем временем «система» не дремала и решила привлечь маму к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КОАП РФ, за ненадлежащее исполнение родителем своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка. Естественно это у них получилось.
Когда я встретился с этими молодыми людьми, услышал эту историю, честно я не очень понял зачем я им нужен и собственно чем я им смогу помочь, так как адвокат по уголовному делу у них уже был. Но им хотелось вернуть ребенка (который признан потерпевшим по делу) домой. А адвокату надо защищать доверителя по уголовному делу.
Я взял паузу, чтоб хоть как-то сложить эту головоломку, пообщался с защитником отчима, услышал, что для уголовного дела необходимо ему от меня, потом воспользовался консультацией нашего«праворубца» Ермоленко А.В. (спасибо ему огромное). После чего, разложив всю ситуацию образовался план действий.
"План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение." Л.Кэрролл «Алиса в стране Чудес»
Повторюсь, система сработала для обывателя превосходно. Ребенок изъят из лап кровожадной семьи, виновные наказаны административно и почти наказаны уголовно. Справедливость вот-вот восторжествует.
Но с другой стороны все не так: Завуч по воспитательной работе (благо бывшая следователь полиции), увидев ребенка с синяками и узнав, что они получены на территории школы быстро побежала спасать свою «шкурку» и вызывать полицию, а ребенку лучше объяснить, что все это произошло дома, не в стенах школы.
Дружественный завучу сотрудник полиции по делам несовершеннолетних, спасая подругу и зарабатываю «палку» на раскрытии преступления против несовершеннолетнего молниеносно пишет рапорт руководству и сообщает в следственный комитет о вопиющей ситуации.
Новый руководитель следственного отдела комитета, также быстро реагирует (либо начальнику новому своим руководителям надо показать, какое он преступление раскрыл резонансное, либо боясь реакции самого главного руководителя, а скорее всего и то и другое) на это раскрытие и возбуждает дело и уже пытается арестовать «злодея», кладет ребенка в больницу.
Ну и конечно же отдел опеки (боясь остаться за бортом всего этого движения и отхватить потом по полной программе за бездействие) зная, что семья никогда не попадала в их поле зрения, как и все вышеперечисленные службы быстро бежит в следственный отдел представлять интересы при допросе потерпевшего ребенка, изымает ребенка из семьи, направив его в реабилитационный центр, при этом напрочь забыв про процедуру изъятия, выхода с иском в суд об ограничении прав.
Немного позже, понимая, что действовал, мягко скажем незаконно, предпринимает нелепые попытки оправдать свои действия, не находя ничего лучше чем обратиться в КДН и ЗП с заявлением о привлечении к административной ответственности родителя, что КДН и ЗП и сделало.
Вот так каждый орган «системы» имея свой интерес «сделал для общества благое дело».
В итоге моя маленькая роль состояла в том, чтоб снять это «темное пятно» с семьи якобы «находящейся в социально-опасном положении» и вернуть ребенка домой.
«Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут.» - Л.Кэрролл «Алиса в стране Чудес»
Так как комиссия уже прошла и наградила мою доверительницу административным правонарушением мы решили обжаловать постановление комиссии по делам несовершеннолетних по существу в суд.
К слову, в постановлении указывалось, что ребенок, как и другие члены семьи, плохо себя ведет, имеет плохой характер и все тому подобное.
Мной были направлены запросы в школу и реабилитационный центр для получения характеристик на ребенка. Конечно же ни школа, ни центр плохих характеристик прислать не могли, иначе центр не реабилитирует а школа до этого качественно не воспитывала.
Характеристики позже были приобщены и к судебным материалам и к материалам уголовного дела.
Административный процесс от уголовного выгодно отличает одна вещь — процессуальные нормы незыблемы. Если они нарушены, то вариантов нет.
И в нашем случае эти нормы были нарушены. Казалось бы мелочь, невовремя уведомлено лицо, привлекаемое к административной ответственности. При том, лицо явилось на заседание комиссии. Но нарушено процессуальная норма.
В жалобе мы это указали последним пунктом, на случай если суд не посчитает, что мы правы по существу.
Нашу жалобу удовлетворили, постановление комиссии отменили, а производство по делу прекратили за истечением сроков давности. Я прекрасно понимаю суд, который завален похожего рода жалобами, поэтому суд увидев процессуальное нарушение отказался рассматривать остальные доводы.
Постановление суда мы тоже приобщили к материалам уголовного дела. Насколько оно поможет обвиняемому увидим.
Но результат достигнут, семья вновь не находится в социально-опасном положении, ребенок возвращен домой, а уголовное дело так и расследуется, но в суд так и не направлено, скоро ему будет год, и я желаю удачи своему коллеге, который до сих пор борется в уголовном процессе.