На момент размещения данной публикации, решение суда по делу не вступило в законную силу. Не смотря на это, хочу рассказать о полученном результате. Возможно, кому-то пригодится, позволит взглянуть под другим углом на вопрос «имеет ли смысл спорить с государственными органами?».
Кто сталкивался с делами против прокуратуры, знает, что, как правило, для прокурора такие походы сродни лёгкой прогулке. Как правило, прокурор обосновывает своё исковое заявление общими фразами, вообще никак не соотнося их с фактическими обстоятельствами, указывая примерно следующее: ответчик не исполняет требования закона, злостно бездействует, создал волокиту, из-за чего возникла угроза жизни, здоровью и интересам неопределённого круга лиц.
Дополнив всё это щепоткой статей из нормативных актов, мы получим решение суда об удовлетворении исковых требований. Логика прокурора проста: если есть неисполнение закона, то, значит, это неисполнение автоматически порождает нарушение прав, свобод, интересов неопределённого круга лиц и создаёт угрозу их жизни и здоровью.
Однако, как мне видится, в безукоризненной позиции прокурора есть нюанс – должно быть подтверждение реального нарушения прав неопределённого круга лиц, наличия угрозы их жизни и здоровью. И именно на это необходимо обращать внимание. В данном деле таких доказательств не было.
Более того, с нашей стороны были представлены аргументы, опровергающие позицию прокурора. В результате, суд отказал в удовлетворении исковых требований, указав следующее:
Прокурором избран неверный способ защиты. Суд полагает необходимым отметить, что надлежащим способом защиты нарушенного права в настоящем случае следует признать требование о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, что предусмотрено частью 1 ст. 1065 ГК РФ.
Однако доказыванию здесь подлежит не только и не столько факт неисполнения публично-правового обязательства, сколько наличие реальной опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц или конкретным лицам, и именно поэтому права этих лиц могут защищаться гражданско-правовыми способами.
Решение суда основано на планомерной и многолетней работе, которая была до иска прокурора. И будет ошибкой считать, что такой результат получен с ходу — «пришёл, увидел, победил».
Детали процесса
Выступал я на стороне ответчика – предприятия, юридическим сопровождением которого занимаюсь седьмой год.
Транспортный прокурор обратился в суд с иском о возложении обязанности на предприятие обеспечить соблюдение требований авиационной и транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры путём обеспечения охраны аэропорта и его объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011г. №42, силами аккредитованного в установленном порядке подразделения транспортной безопасности в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Это дело является продолжением эпопеи, начавшейся в 2014 году. Об этом я рассказывал здесь, здесь, и ещё вот тут. Тогда аэропорту для обеспечения безопасности было необходимо привлекать ФГУП «УВО Минтранса России», но от этой обязанности смогли изящно увернуться.
Сейчас, согласно требований постановления Правительства РФ №42 от 01.02.2011г. и постановления Правительства №1605 от 01.10.2020г., обеспечением безопасности в аэропорту должно заниматься подразделение транспортной безопасности, которое может быть либо своим по штатному расписанию, либо стороннее, привлечённое по договору.
Как это часто бывает, денег нет, но предприятие худо-бедно держится, поэтому привлекать стороннюю организацию не вариант, остаётся аккредитовать своё подразделение. Аккредитация проводится Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией), куда три раза направлялись документы, и три раза получали отказ.
Ключевыми основаниями для отказа стало отсутствие аттестованных работников по восьмой категорий обеспечения транспортной безопасности и недостаточное количество сотрудников.
*для справки: работники подразделения транспортной безопасности должны пройти аттестацию (обучение) на определённые виды работ, к которым такие работники могут быть допущены. Например, досмотр, в качестве члена группы быстрого реагирования, в качестве начальника подразделения и прочее. Всё это разделено по разным категориям от 1 до 8.
При этом, восьмая категория называется «иные работники». Что подразумевается под «иными работниками» нигде не раскрыто. Количество работников так же не регламентировано.
Например, для ж/д транспорта есть документ, где прописано, по каким категориям должны быть аттестованы работники и в каком количестве. А вот для воздушного транспорта такого документа нет.
Для уточнения неясности направили запрос в Росавиацию. Получили ответ содержание которого свелось к следующему: «Действительно, нормативными актами количество работников не предусмотрено, Росавиация в каждом конкретном случае персонально определяет достаточное ли число заявлено.
А требование об аттестации по восьмой категории предусмотрено приказом Минтранса России от 21.08.2014г. №231 (прим.автора: данный приказ определяет порядок аттестации, а не требования о наличии аттестации по той или иной категории»). После ответов Росавиации, писали прокурору, чтобы он убедился, что нам устанавливают незаконные требования, которые преодолеть невозможно.
И получали ответ «ничего не знаем, если не согласны с решением Росавиации, то обжалуйте в суд». И пошли искать справедливость в Арбитражном суде города Москвы. Искали, да не нашли – в иске было отказано. Из четырёх оснований отказа Росавиации, заявленных в иске, суд рассмотрел только одно (об аттестации по восьмой категории), скопировав позицию ответчика из его отзыва в решение.
Другие вопросы, в частности о незаконности требований по количеству работников, были оставлены без рассмотрения. Обоснование суда свелось к тому, что раз одно основание отказа суд признал законным, то остальное можно не рассматривать. Девятый арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Московского округа и Верховный суд согласились с первой инстанцией.
А что прокурор?
А прокурор тут как тут. С определением Верховного суда наперевес пошёл в суд общей юрисдикции с вышеуказанным иском, где указал: «бездействуют! Угроза жизни и здоровью! Волокитят! Вот определение Верховного, в котором сказано, что они не правы!».
В возражениях пришлось воспользоваться излюбленной фразой оппонента: «Исковые требования основаны на неверном применении и толковании норм материального права». Но одной такой фразой обойтись было невозможно. Здесь потребовалось препарировать его исковые требования.
Прокурор хотел «…возложить обязанность обеспечить соблюдение требований авиационной и транспортной безопасности…».
Понятия «авиационная безопасность» и «транспортная безопасность» разные. Первое регулируется главой 12 Воздушного кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011г. №42 и сводится к охране границ территории (периметра) предприятия. Второе предусмотрено ФЗ «О транспортной безопасности» и постановлением Правительства РФ от 01.10.2022г. №1605 и заключается в обеспечении безопасности внутри объекта. Типичным примером транспортной безопасности является досмотр пассажиров и встречающих/провожающих.
Поэтому, если под основанием иска подразумевалось постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2011г. №42, то там речь должна идти об охране границ, а не об обеспечении транспортной безопасности на объекте. То есть можно говорить о возложении обязанности только по охране границ.
Если же в иске речь идёт про обеспечение безопасности на объекте и необходимости наличия подразделения транспортной безопасности, то основанием иска должно являться не постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2011г. №42, а постановление Правительства РФ от 01.10.2020г. №1605, где как раз и говорится об обязанности привлечь либо сформировать подразделение транспортной безопасности, но с одной оговоркой «в порядке, предусмотренном планом обеспечения транспортной безопасности».
Поэтому необходимо было установить, указан ли в «плане» порядок и сроки привлечения подразделения. В данном случае, в плане об этом не указано, так как утверждался такой документ в 2013 году и в настоящее время ведётся работа по приведению его в соответствие с действующим законодательством.
*для справки: план обеспечения транспортной безопасности – это такой документ, разрабатываемый на объекте транспортной инфраструктуры (ж/д вокзал, автовокзал, аэропорт, морские и речные вокзалы), где прописан порядок обеспечения безопасности: что это за объект, какие средства применяются, кто и за что отвечает, и прочее.
Чтобы привлечь (создать) подразделение, об этом должно быть написано в плане, так как предприятие, оно же субъект транспортной безопасности, вправе принимать только те меры безопасности, которые прописаны в плане.
В данном случае, план был старый, ещё от 2013 года, поэтому в него необходимо было внести изменения и привести в соответствие с действующим законодательством.
Но чтобы внести изменения в план, нужно провести дополнительную оценку уязвимости объекта. А её не могли оперативно провести по уважительным причинам, о которых я рассказывал здесь.
Ко второму заседанию прокурор изменил исковые требования, увеличив срок исполнения с трёх до пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда, и предложил признать исковые требования. На удивление прокурора пришлось отказаться, так как признание исковых требований означало бы признание своего бездействия и создания волокиты, что не соответствовало действительности – далеко не от ответчика всё зависит, и вешать на себя ярлык «крайний» не хотелось.
В судебном заседании в возражениях на требования прокурора было приведено всё описанное выше, в том числе дана оценка действиям Росавиации и возможности ссылаться на решение Арбитражного суда. «Вишенкой на торте» стало обращение внимания участников процесса на отсутствие угрозы интересам, правам и, тем более, жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Дело в том, что хоть аэропорт работает как юридическое лицо, но основную функцию «приём/отправка пассажиров, авиарейсов» уже полгода не выполняет из-за закрытия воздушного пространства на неопределённый срок по причине СВО, в связи с чем присутствие в аэропорту посторонних граждан-пассажиров-встречающих или частных самолётов полностью исключено.
Немного подробнее об этом в прикреплённом возражении. То есть, даже если предположить, что на территорию предприятия залезут «жулики», то ущерб будет только этому предприятию, и никому больше, хотя «жуликам» тоже не поздоровиться. А значит, по данному вопросу полностью отсутствовали основания для иска прокурора.