Сделка, заключенная с лицом, фактически не способным понимать значение своих действий и руководить ими. ст.12, ст.166, ст.167, ст.177, ч.2 ст.209, ст.218, ч.1 ст.421, ст.432, ч.1 ст. 454 ГК РФ, п.3 ст.123 Конституции РФ, ст. ст.67, 144, ГПК РФ.
Приобретение недвижимого и движимого имущества в РФ стало опасным занятием. Накапливая средства на протяжении долгих лет, человек рассчитывает, что он сможет приобрести долгожданную квартиру или дом, не обогащая ипотечных олигархов. Но часто жизнь поворачивается одним местом и такой накопитель, законно ставший собственником имущества, точно также, законно его и теряет.
В августе прошлого года, жительница г.Киселевск Кемеровской области и мой доверитель, решила, что жизнь в квартире не сочетается с ее тонкой душевной организацией и надо что-то менять. Известно, что мысль материальна, но только тогда, когда есть действие.
Настроив фокус внимания на продажу принадлежащей ей квартиры, которую ей подарил отец, она нашла покупателя и подписала договор купли-продажи квартиры, подав пакет документов на регистрацию в МФЦ. Данная сделка была честной. Продавец квартиры получила деньги и намеревалась на днях приобрести жилой дом с садом, вишневым. Однако, силы Росреестра остановили переход права собственности по банальной причине. Квартира не принадлежит продавцу на праве собственности.
Изучив отказ Росреестра, выяснилось, что данная квартира была продана некой гражданке Берляковой Светлане Викторовне. И принадлежит она ей на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 27.05.2021 года, продавцом в котором выступала моя доверительница, которая уверяла, что не продавала свое жилье и не получала за его продажу денежных средств.
Поговорив с доверительницей, я заметил, что она периодами не совсем понимает, о чем идет речь. Да и собственно ее речь, связанность слов и поведение наводили на мысль, что она имеет какое-то психическое заболевание. Именно это я и решил использовать в процессе возврата ей квартиры, подав в Киселевский городской суд Кемеровской области иск о признании договора купли-продажи квартиры от 27.05.2021 года недействительной сделкой и применении последствий ее недействительности в форме возврата сторон сделки в первоначальное положение, существовавшее до ее заключения.
Иск был принят к производству Киселевского городского суда, а вершить правосудие волею судьбы, пришлось судье Н.А. Байскич. Истребовав посредством судебных запросов всю медицинскую документацию, а также оригинал договора купли-продажи квартиры из Росреестра, я решил оспорить подпись в договоре, т.к. моя доверительница утверждала, что данный договор она не подписывала.
Почерковедческая экспертиза была назначена в ФБУ Кемеровская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ. Результат данной экспертизы для истицы был печальным. Эксперт установил, что подписи от имени Остаповой О.Х., т.е. продавца квартиры по указанному договору, а также рукописная запись «Остапова Ольга Хидистуловна», которая расположена как в договоре купли-продажи квартиры, так и в расписке в получении денежных средств, выполнены самой Остаповой О.Х.
Да, почерковедческая экспертиза не сработала. Однако, в заключении эксперта я прочитал некий мотивировочный вывод о том, что Остапова О.Х. имеет нарушения координации движений 1-й и 2-й группы, что выражается в угловатости при выполнении дуговых и овальных штрихов, а также неустойчивости общих признаков: размера, разгона букв, размещения штрихов по вертикали. При этом эксперт пришел к выводу, что данные признаки свидетельствуют о выполнении записей и подписей в необычных условиях.
Понимая, что моя доверительница в силу своего, мягко говоря, необычного поведения, имеет какое-то психическое заболевание, я завил суду ходатайство о назначении по делу очной судебно-психиатрической экспертизы. При этом просил суд назначить экспертизу с обязательным участием и непосредственным обследованием истицы в экспертном учреждении.
Ходатайство было удовлетворено судом. На разрешение комиссии экспертов были поставлены следующие вопросы:
— Страдает или страдала Остапова Ольга Хидистуловна психическим расстройством, если да, то каким и с какого времени?
— Имелись ли у Остаповой Ольги Хидистуловны на день заключения договора купли-продажи квартиры от 27.05.2021 г. и расписки в получении денежный средств 27.05.2021 г. в юридически значимый период времени эмоционально-волевые нарушения, какие-либо психические расстройства, изменение критичности мышления, которые могли бы оказать существенное влияние на ее способность учитывать весь объем информации и осознавать последствия подписания договора купли-продажи квартиры от 27.05.2021 г. и расписки в получении денежных средств 27.05.2021 г.?
— Могла ли Остапова Ольга Хидистуловна понимать значение своих действий и руководить ими в момент подписания договора купли-продажи 27.05.2021 г. и расписки в получении денежных средств 27.05.2021 г.?
Проведение экспертизы было поручено экспертам ГБУЗ «Кузбасская клиническая психиатрическая больница».
Согласно заключению комиссии экспертов Министерства здравоохранения Кузбасса ГБУЗ Кузбасская клиническая психиатрическая больница № от 21.06.2023 г., комиссия экспертов пришла к выводу, что Остапова О.Х. страдает психическим расстройством в форме умственной отсталости умеренной степени… Но самое важное, эксперты пришли к выводу о том, что указанные проявления имеющиеся у Остаповой О.Х. умеренной умственной отсталости лишали ее способности понимать значение своих действий и руководить ими в момент подписания договора купли-продажи 27.05.2021 и расписки в получении денежных средств 27.05.2021 г.
Судья Киселевского городского суда Н.А. Байскич признала договор купли-продажи квартиры недействительным и прекратила право собственности ответчика на спорное жилье, однако применив двустороннюю реституцию, взыскала с истицы 1 200 000 руб. которые якобы были уплачены ответчиком при заключении договора купли-продажи квартиры.
Да, взыскать с истицы какие-либо суммы денежных средств, достаточно проблематично, т.к. она их просто не имеет, но я не согласен в данной части с решением суда и намерен его обжаловать в Кемеровский областной суд.