Виктор обратился ко мне «по рекомендации от друзей» и поведал печальную историю о том, как мошенники, склонили его взять кредит в банке, он вовремя остановился, деньги не перевел, но все равно пострадал… от банка .
А дело было так… Одним декабрьским предновогодним утром Виктору в мессенджере телеграмм пришло сообщение от руководителя (с номера телефона руководителя и с его фотографией на аватарке, поэтому не было никаких сомнений!) о необходимости срочно взять кредит, и нигде-нибудь, а в определенном банке.
Лично явившись в банк, мой потенциальный на тот момент доверитель подписал кредитный договор и обязательное требование банка — договор о страховании жизни и здоровья. Ему без залога, проверки кредитной истории и предоставления справок о доходах в течение 15 минут был выдан потребительский кредит на карту в размере 2 000 000 рублей (Первое удивление). Примечательно, что карты этого банка ранее он не имел, вообще ранее в правоотношения с данным банком не вступал.
Получив в кассе банка наличными 1 300 000 рублей (Второе удивление), решив что остальное страховая премия, Виктор вышел в морозное приморское утро и … отрезвел. Он, чуть ли не телом, осознал, что стал жертвой мошенников, вернулся в банк, через кассу банка (!) зачислил деньги на счет и подал заявление о расторжении кредитного договора и договора страхования.
Но так как ситуация была накануне Нового года и длительных новогодних каникул, то и возврат средств произошел 11.01.2024 года, то есть спустя 16 дней. На карту вернулась страховая премия в размере… 180 000 рублей (Третье удивление).
Виктор, немедля ни секунды, направился в банк, пытаясь выяснить причину удержания остальной части кредитных средств, а это, на минуточку, практически 500 000 рублей. Оказалось, что он, сам не ведая о том, со слов сотрудника банка, «поставил «галочку» в договоре страхования о присоединении к программе «Авто лайт» и получении карты «Автолюбитель»», которая сулила ни много — ни мало, а оказание технической помощи на дорогах, выезд аварийных комиссаров в случае ДТП, доставка такси с места ДТП, кэшбэк в баснословных процентах и «много-многое другое» (Удивление четвертое). Сам договор Виктору показать отказались.
Тут же Виктор подал заявление о расторжении договора по данной программе, но… банк ему отказал, так как прошло 16 дней (вместо указанных 14 дней в договоре для расторжения соглашения по данной программе). Не теряя надежды на успех, Виктор Иванович подал заявление о выдаче кредитного договора и приложений к нему.
Договор ему выдали после неоднократных письменных требований, … спустя месяц после первого обращения (Удивление пятое, не последнее), но данный экземпляр договора был подписан не ручкой от руки, а электронной подписью, и данный факт в банке комментировать отказались, коротко сославшись на Правила Дистанционного банковского обслуживания физических лиц в банке ВТБ (Удивление шестое), несмотря на то, что Виктор лично явился в банк, заключил договор и получил деньги наличными в кассе банка, не на карту(!). Договор явно был «самодельный», с отметками о согласии на участие в программе.
Возвращать деньги за непонятную программу «Авто лайт», чтоб закрыть задолженность по кредитному договору, банк отказался.
В марте 2024 года Виктор пришел ко мне. Изучив документы и судебную практику по стране по расторжению соглашения с банком ВТБ по карте «Авотолюбитель», которая складывалась чаще не в пользу потребителя, было принято решение «попытать счастья» в суде и расторгнуть договор с банком, параллельно применив все преференции, предоставляемые потребителю законом «О защите прав потребителя».
Был подан иск в Ленинский районный суд Владивостока о расторжении договора кредитования, взыскании с банка стоимости программы «Авто лайт», неустойки, штрафа и судебных издержек (с текстом и доводами могут ознакомиться пользователи ПРО).
Представитель банка явился в суд, в отзыве указал на то, что договор был заключен онлайн, поэтому везде электронная подпись, пояснить, как Виктор мог за 5 минут заключить договор, получить деньги и вернуть обратно, не смог.
У меня возникли вопросы о наличии договоров между банком и указанными провайдерами, которые согласно листовке, полученной в банке, должны были оказывать сервисные услуги по программе «Авто лайт», а также их контактные данные. Но представитель банка заменжевался, обещая все предоставить к следующему процессу, чего так и не сделал (Удивление седьмое?). Сложилось впечатление, что у самого банка контактных данных провайдеров не было, и если одного я нашла по сайту ФНС РФ, то вторую компанию даже через сайт найти не смогла.
А потом я предложила позвонить в компанию – провайдер ООО «Этнамед», которая должна была непосредственно оказывать сервисные услуги, и чей телефон имелся на листовке банка, и попросила эвакуировать якобы заглохшую на севере Приморья машину, на что получила ответ, что на территории Приморского края они подобные услуги не оказывают (Удивление восьмое не только мое, но и судьи и представителя банка).
В итоге Ленинский районный суд г.Владивостока удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
От банка поступила апелляционная жалоба, которая судом была оставлена без движения, так как банк не направил копию жалобы третьим лицам – провайдерам. В установленный для устранения недостатков срок требования суда ответчиком не были выполнены, жалоба возвращена, решение суда вступило в законную силу.
П.С. Исключительно мое мнение, но сложилось стойкое впечатление, что мошенники действовали совместно с сотрудниками банка, ну не верю я, что за 15 минут можно согласовать кредит на 2 миллиона без дополнительных документов. Не верю, как Станиславский, что сотрудник банка действительно предупредил Виктора о дополнительной платной опции в виде карты «Автолюбитель». До сих пор не могу понять, почему стоимость карты «Автолюбитель» для Виктора составила почти 500 000 рублей, при том, что в сети интернет стоимость этой программы выше 40 000 рублей я не нашла (Еще одно девятое удивление).
2П.С. Куда смотрит ЦБ РФ, ведь банк ВТБ в данном случае нарушает ФЗ «О защите прав потребителя» и практически совершает мошеннические действия, прописывая в договоре, что стоимость услуг за программу «Авто лайт» и карту «Автолюбитель» по поручению заемщика перечисляет по соответствующим платежным реквизитам, а фактически удержанная из суммы кредита стоимость карты «Автолюбитель» перечисляется на счет ПАО Банк «ВТБ», где указан ИНН банка, а не третьих лиц. Банк отказывает в возвращении стоимости данной программы несмотря на то, что клиент программой в принципе не пользовался. Ситуация рассчитана на ленивых? Не каждый пойдет биться в суд, да и практика, скажем так, не всегда на стороне потребителя.
Одни удивления и вопросы от этой ситуации с картой «Автолюбитель» и ВТБ банком, которая длится уже на протяжении многих лет, согласно сведениям, полученным на просторах интернета.
Согласие на публикацию получено от Виктора. Текст статьи им изучен и внесены правки, а также с его слов добавляю, что на «удочку» мошенников может попасть совершенно любой человек. Перепроверяйте информацию, в том числе поступившую как будто бы от близких и знакомых людей. Будьте бдительны, мошенники не стоят на месте, придумывая каждый день все новые и новые способы обмана!
Могу, умею, практикую!
Адвокат Погорелова Татьяна Валерьевна, Владивосток
Тел.89147104180