
Вопросы возмещения вреда, причиненного преступлением, не всегда правильно разрешаются судами первой и вышестоящих инстанций, зачастую суды не отделяют «мух от котлет» и сваливают в одну кучу как вопросы возмещения материального ущерба, так и морального вреда.
Мой доверитель осужден по п. «в» ч.3 ст. 163 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на восемь лет без дополнительных наказаний, этим же приговором частично удовлетворен гражданский иск потерпевшего, суд постановил взыскать солидарно с моего доверителя и двоих других осужденных 600 000 рублей в счет возмещения морального вреда.
На досудебной стадии был наложен арест на имущество только моего доверителя, поэтому было совершенно ясно, что моральный вред потерпевшему будет возмещен только моим подзащитным за счет арестованного имущества.
При этом из положений ст. ст. 151 ГК РФ и ст. 1101 ГК РФ следует, что при разрешении гражданского иска о компенсации морального вреда, предъявленного к нескольким соучастникам преступления, и об удовлетворении исковых требований, суд должен определить долевой порядок взыскания с учетом степени их вины в содеянном.
Солидарный порядок взыскания предусмотрен ст. 1080 ГК РФ только при ответственности за совместно причиненный материальный вред, а в случае причинения преступными действиями нескольких лиц морального вреда, компенсация для его возмещения взыскивается только в долевом порядке с учетом конкретных действий каждого из причинителей вреда.
Такая правовая позиция сформулирована в частности в Кассационном определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2022 N 11-УД22-24.
Между тем, суд первой инстанции не принял во внимание указанные положения ГК РФ, более того апелляционная инстанция также встала на его сторону, указав, что гражданский иск потерпевшего судом рассмотрен в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона; решение суда о солидарном взыскании с осужденных 600 000 рублей в счет возмещения морального вреда надлежащим образом мотивировано; размер компенсации материального и морального вреда судом определен с учетом требований ст. 151, 1099 — 1101, 1064 ГК РФ, является правильным, разумным и справедливым.
Указанное решение, по мнению суда апелляционной инстанции, в полной мере согласуется с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п. 25 Постановления Пленума «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу» от 13.10.2020 № 23, согласно которым имущественный вред, причиненный совместными действиями нескольких подсудимых, взыскивается с них солидарно.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций фактически поставили знак равенства между имущественным и моральным вредом.
При рассмотрении моей кассационной жалобы суд отметил, что в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года «О судебном приговоре» разъяснено, что в силу положений ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, при разрешении гражданского иска о компенсации морального вреда, предъявленного к нескольким соучастникам преступления, и об удовлетворении исковых требований суд должен определить долевой порядок взыскания с учетом степени вины в содеянном.
В резолютивной части приговора указывается размер компенсации морального вреда, взыскиваемый с каждого из подсудимых, указанное нарушение не было устранено судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции судебные решения в части разрешения гражданского иска о компенсации морального вреда признаны подлежащими отмене, а уголовное дело в этой части направлению на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства в тот же суд первой инстанции в ином составе.