В своей практике приходится сталкиваться не просто с техническими задачами, но и с человеческими трагедиями, где за каждым расчетом стоит судьба. Показания противоречивы, вещественных доказательств мало, а последствия — необратимы. В этой статье представляю один из таких сложных случаев, где экспертиза стала не просто инструментом, а способом восстановить справедливость. Речь пойдет не о сухих формулах, а о логике поиска истины, когда на кону — свобода человека.

Трагедия, требующая ясности

Сначала — о человеческом измерении дела. В январский день 2022 года на заснеженной трассе под Петропавловском-Камчатским произошло столкновение грузовика Scania и автомобиля Toyota Corolla. Пассажирка легкового автомобиля скончалась на месте. Удар пришелся в левую сторону Toyota, настолько страшный, что кузов был искорёжен, а двери зажаты. Сотрудникам МЧС пришлось применять гидравлический аварийно-спасательный инструмент, чтобы извлечь людей из металлической ловушки.

Для водителя грузовика обстоятельства обернулись по своему трагически, с возбуждением уголовного дела. Его обвинили в выезде на полосу встречного движения и столкновении там. Фактически — в причинении смерти по неосторожности. Его слова о снежной пелене и движении в своей полосе выглядели слабой защитой на фоне страшных последствий. Он, профессиональный водитель с 30-летним стажем, оказался в ситуации, где его опыт и репутация ничего не значили против картины произошедшего.

Часть 1. Первый свидетель — дорога

Работа начинается не с автомобилей, а с анализа места, где произошла трагедия. В этом деле ключевым стал анализ вещной обстановки. Зимняя трасса, снежные отвалы, ограниченная видимость — все это не просто фон, а активные «участники» событий.
С помощью фотограмметрии (измерений по снимкам) с точностью до сантиметра восстановлена геометрия участка: ширина полос (3.5 м), обочин. Но главное — благодаря имеющейся в деле видеосъемке, обнаружен и измерен снежный намет на проезжей части, на наличие которого ни кто не обращал внимание. Его граница проходила всего в 1.64 метра от осевой линии в полосе легкового автомобиля. Почему это важно? Потому что ширина той самой Toyota — 1.69 м. Простая математика: чтобы не наехать на рыхлую снежную массу, которая могла вызвать занос, водителю, соблюдая интервал, физически пришлось сместиться влево. Это не предположение, а технический факт, созданный самой дорожной обстановкой.

Часть 2. Вторые свидетели — автомобили и их «раны»

Когда люди говорят разное, «говорить» начинают машины. Повреждения — это их язык, отражающий взаимодействие. Я не просто описываю повреждения, характер деформации. На основе анализа создаю 3D-модель обоих автомобилей и виртуально сопоставляю их так, чтобы все повреждения совпали с реальными, в том числе и с теми чудовищными деформациями левого борта Toyota, которые потребовали вмешательства спасателей.

Результат отражает: угол между осями автомобилей в момент первого удара составил 15 градусов. Это не абстрактно, а обоснованно установленная величина, подтвержденная проявлением контактных пар взаимодействия между автомобилями. Этот угол отражает главное: столкновение было не лобовым и не параллельным, а перекрестно-косым. Это означало, что кто-то из или оба водителя в последний момент резко изменили траектории.

Более того, анализ показал два отдельных этапа столкновения: первичный скользящий удар и последующий жесткий блокирующий удар колесом в колесо. Именно эта вторая, фатальная фаза и вызвала те чудовищные разрушения левой стороны Toyota. Это объяснило, почему легковой автомобиль отбросило так далеко — энергия удара была реализована в две фазы.

Часть 3. Решающее доказательство — логика пространства

Здесь мы подходим к самому важному и убедительному этапу. У нас были: 1) установленный угол удара (15°), 2) факт двухфазного столкновения, 3) данные о разлете Toyota на 40 метров, 4) фатальные разрушения, подтверждавшие силу удара.

Мной представлен механизм вращательно-поступательного движения Toyota в следствие первичного и вторичного столкновений. Расчеты и визуализация показали: в процессе разлета автомобиль в моменте неизбежно занимает поперечное положение на дороге. Результат наглядной реконструкции однозначный: при сценарии столкновения автомобилей в полосе движения Toyota, задняя часть последнего при вращении неминуемо наехала бы на снежный отвал на обочине, приведя к разрушению его контура, и остановке автомобиля в непосредственной близости от места ДТП.

Факты — упрямая вещь. Конечное положение Toyota в 40 метрах от зоны столкновения, и на его траектории разлета отсутствуют следы контакта не только с отвалом, но и со снежным наметом, который, напомню, покрывает часть полосы движения автомобиля Toyota. Это означает только одно: его движение начиналось с точки, откуда при заданном вращении он этот отвал не затрагивал. Единственная такая точка на проезжей части — столкновение в границе полосы движения грузового автомобиля Scania.

Таким образом, грузовик находился на своей полосе. Авария произошла из-за того, что легковой автомобиль, пытаясь избежать наезда на снежный намет соблюдая интервал, вынужденно сместился на встречную полосу, а отсутствие видимости дорожной разметки дезориентировало водителя, будучи убежденным в движении в границах своей полосы. Водитель Scania, увидев его в последний момент в снежной пелене, предпринял отчаянный маневр вправо (что подтвердили повреждения его колеса), но избежать столкновения уже не смог. Обвинение водителя грузовика в выезде на встречную полосу было основано на трагической, но ошибочной визуальной оценке последствий, а не на механике события.

Этот случай — яркий пример, полноты исследования, отделяющее трагический результат от ошибочного толкования его причин. (во вложении представлено Заключение специалиста)

В частности для адвоката это исследование стало мощным аргументом и доказательством по делу невиновности доверителя, в основе которого заложена технически обоснованная последовательность и здравый смысл, упущенные следственными действиями.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Заключение специалис​та4.2 MB

Автор публикации

Эксперт Фролов Илья Александрович
Челябинск, Россия
Исследование обстоятельств ДТП любой сложности, видео реконструкция механизма ДТП, 3D-сопоставление транспортных средств

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Чамуха Андрей
  • 15 Декабря, 17:45 #

    Уважаемый Илья Александрович, очень интересная публикация, благодаря фотограмметрии стали наглядно видны столь значимые обстоятельства случившегося… Буду брать на заметку при заявлении ходатайств о назначении автотехнических экспертиз.(Y)(handshake)

    +3
  • 16 минут назад #

    Уважаемый Илья Александрович, спасибо за полезную статью и отличное заключение специалиста! Всё очень наглядно и понятно (Y)

    0

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Пространство, снег и истина: как экспертиза доказывает то, что скрыто от глаз» 2 звезд из 5 на основе 10 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Москва, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая инженерия. Защита бизнеса в эпоху AI и КИИ. Сложное банкротство (долги, налоги, сделки). Субсидиарка. Стратегический консалтинг. Telegram: @fishchuk_pravo | Работаем по всей РФ
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Гурьев Вадим Иванович
Москва, Россия
+7 (925) 333-5733
Персональная консультация
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
https://advokat-guriev.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации