В своей практике приходится сталкиваться не просто с техническими задачами, но и с человеческими трагедиями, где за каждым расчетом стоит судьба. Показания противоречивы, вещественных доказательств мало, а последствия — необратимы. В этой статье представляю один из таких сложных случаев, где экспертиза стала не просто инструментом, а способом восстановить справедливость. Речь пойдет не о сухих формулах, а о логике поиска истины, когда на кону — свобода человека.
Трагедия, требующая ясности
Сначала — о человеческом измерении дела. В январский день 2022 года на заснеженной трассе под Петропавловском-Камчатским произошло столкновение грузовика Scania и автомобиля Toyota Corolla. Пассажирка легкового автомобиля скончалась на месте. Удар пришелся в левую сторону Toyota, настолько страшный, что кузов был искорёжен, а двери зажаты. Сотрудникам МЧС пришлось применять гидравлический аварийно-спасательный инструмент, чтобы извлечь людей из металлической ловушки.

Для водителя грузовика обстоятельства обернулись по своему трагически, с возбуждением уголовного дела. Его обвинили в выезде на полосу встречного движения и столкновении там. Фактически — в причинении смерти по неосторожности. Его слова о снежной пелене и движении в своей полосе выглядели слабой защитой на фоне страшных последствий. Он, профессиональный водитель с 30-летним стажем, оказался в ситуации, где его опыт и репутация ничего не значили против картины произошедшего.
Часть 1. Первый свидетель — дорога
Работа начинается не с автомобилей, а с анализа места, где произошла трагедия. В этом деле ключевым стал анализ вещной обстановки. Зимняя трасса, снежные отвалы, ограниченная видимость — все это не просто фон, а активные «участники» событий.
С помощью фотограмметрии (измерений по снимкам) с точностью до сантиметра восстановлена геометрия участка: ширина полос (3.5 м), обочин. Но главное — благодаря имеющейся в деле видеосъемке, обнаружен и измерен снежный намет на проезжей части, на наличие которого ни кто не обращал внимание. Его граница проходила всего в 1.64 метра от осевой линии в полосе легкового автомобиля. Почему это важно? Потому что ширина той самой Toyota — 1.69 м. Простая математика: чтобы не наехать на рыхлую снежную массу, которая могла вызвать занос, водителю, соблюдая интервал, физически пришлось сместиться влево. Это не предположение, а технический факт, созданный самой дорожной обстановкой.

Часть 2. Вторые свидетели — автомобили и их «раны»
Когда люди говорят разное, «говорить» начинают машины. Повреждения — это их язык, отражающий взаимодействие. Я не просто описываю повреждения, характер деформации. На основе анализа создаю 3D-модель обоих автомобилей и виртуально сопоставляю их так, чтобы все повреждения совпали с реальными, в том числе и с теми чудовищными деформациями левого борта Toyota, которые потребовали вмешательства спасателей.
Результат отражает: угол между осями автомобилей в момент первого удара составил 15 градусов. Это не абстрактно, а обоснованно установленная величина, подтвержденная проявлением контактных пар взаимодействия между автомобилями. Этот угол отражает главное: столкновение было не лобовым и не параллельным, а перекрестно-косым. Это означало, что кто-то из или оба водителя в последний момент резко изменили траектории.
Более того, анализ показал два отдельных этапа столкновения: первичный скользящий удар и последующий жесткий блокирующий удар колесом в колесо. Именно эта вторая, фатальная фаза и вызвала те чудовищные разрушения левой стороны Toyota. Это объяснило, почему легковой автомобиль отбросило так далеко — энергия удара была реализована в две фазы.
Часть 3. Решающее доказательство — логика пространства
Здесь мы подходим к самому важному и убедительному этапу. У нас были: 1) установленный угол удара (15°), 2) факт двухфазного столкновения, 3) данные о разлете Toyota на 40 метров, 4) фатальные разрушения, подтверждавшие силу удара.
Мной представлен механизм вращательно-поступательного движения Toyota в следствие первичного и вторичного столкновений. Расчеты и визуализация показали: в процессе разлета автомобиль в моменте неизбежно занимает поперечное положение на дороге. Результат наглядной реконструкции однозначный: при сценарии столкновения автомобилей в полосе движения Toyota, задняя часть последнего при вращении неминуемо наехала бы на снежный отвал на обочине, приведя к разрушению его контура, и остановке автомобиля в непосредственной близости от места ДТП.

Факты — упрямая вещь. Конечное положение Toyota в 40 метрах от зоны столкновения, и на его траектории разлета отсутствуют следы контакта не только с отвалом, но и со снежным наметом, который, напомню, покрывает часть полосы движения автомобиля Toyota. Это означает только одно: его движение начиналось с точки, откуда при заданном вращении он этот отвал не затрагивал. Единственная такая точка на проезжей части — столкновение в границе полосы движения грузового автомобиля Scania.
Таким образом, грузовик находился на своей полосе. Авария произошла из-за того, что легковой автомобиль, пытаясь избежать наезда на снежный намет соблюдая интервал, вынужденно сместился на встречную полосу, а отсутствие видимости дорожной разметки дезориентировало водителя, будучи убежденным в движении в границах своей полосы. Водитель Scania, увидев его в последний момент в снежной пелене, предпринял отчаянный маневр вправо (что подтвердили повреждения его колеса), но избежать столкновения уже не смог. Обвинение водителя грузовика в выезде на встречную полосу было основано на трагической, но ошибочной визуальной оценке последствий, а не на механике события.
Этот случай — яркий пример, полноты исследования, отделяющее трагический результат от ошибочного толкования его причин. (во вложении представлено Заключение специалиста)
В частности для адвоката это исследование стало мощным аргументом и доказательством по делу невиновности доверителя, в основе которого заложена технически обоснованная последовательность и здравый смысл, упущенные следственными действиями.


Уважаемый Илья Александрович, очень интересная публикация, благодаря фотограмметрии стали наглядно видны столь значимые обстоятельства случившегося… Буду брать на заметку при заявлении ходатайств о назначении автотехнических экспертиз.(Y)(handshake)
Уважаемый Илья Александрович, спасибо за полезную статью и отличное заключение специалиста! Всё очень наглядно и понятно (Y)