Есть экзотические, то есть редкие составы преступлений, по которым адвокату, даже активно работающему на ниве защиты от уголовного преследования, так и не удается поработать в течение всей практики.
Совершение преступлений, предусмотренных сейчас ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» в былые времена было довольно редким.
Сейчас, когда поток граждан из бывших республик СССР в Россию с каждым годом все увеличивается, это случается довольно часто. Тем не менее, шансы поработать с таким делом у защитников, осуществляющих деятельность в регионах, где нет государственной границы, очень незначительны. Мне было интересно такое дело.
С родственниками, озабоченными ко всему прочему содержанием в следственном изоляторе горе-иностранцев, был согласован, в принципе, нормальный гонорар. Так же было интересно, как специалисту, посмотреть как работает следственный орган ФСБ РФ, как оформляются документы, как проводятся следственные действия и т.д.
Начали с того, что был представлен ордер на защиту с ходатайством об ознакомлении с материалами дела в «возможном» объеме. Посетил подзащитного в СИЗО, мы оказались почти ровесниками, он когда-то изучал в школе СССР русский язык, так что проблем в общении не было, было выяснены все необходимые обстоятельства дела и приблизительно суть его показаний, данных уже к тому времени в качестве обвиняемого.
Оказалось, что переходили они границу вдвоем, в целях снова устроиться на работу, а второй еще и чтобы забрать заработную плату, которую не успел получить до выезда. Получается 3 часть 322 УК РФ, по предварительному сговору.
Изучив доступную скупую судебную практику по таким делам установил, что до 1 января 2013 года эта статья была о двух частях и ранее уголовные дела по этому преступлению рассматривались судами субъектов Федерации (то есть областными и краевым) по первой инстанции. С того же времени как материальный закон был изменен, была изменена и подсудность рассмотрения этих дел.
Следовательно, дело должно быть было рассмотрено в районном суде по месту совершения преступления, то есть месту перехода границы. Вот этого-то я в соглашении с родственниками и не предусмотрел, времени досконально разобраться в таких нюансах при заключении соглашения не было. Поэтому впоследствии стоимость бензина, эквивалентная 1200 км общего пути была за мой счет.
Далее было установлено, что подзащитному при выезде из страны было под роспись объявлено, что он нарушил миграционное законодательство, и въезд ему был запрещен на несколько лет. Вопреки этому запрету он решил перейти границу с Республикой Казахстан на участке Тюменской области и наши доблестные пограничники четко задержали всю эту группу «туристов» и направили всех на экскурсию в СИЗО-1 г. Тюмени. Не сразу конечно, как положено через суд, который впоследствии и должен был их судить.
Все было, как должно быть в фильмах и книжках – «Мухтар» тоже принимал участие согласно должностной инструкции, но не кусался)).
Поскольку обстоятельства дела и вина была очевидна, было принято решение ходатайствовать об особом порядке рассмотрения дела. Судебной практики у районных судов по этим делам еще большой не было, но я надеялся, что она не будет отличаться от практики вышестоящего суда, который ранее рассматривал дела этой категории.
По крайней мере, я поставил для себя задачу, чтобы, не смотря на изменение статьи уголовного закона, увеличившее верхнюю границу наказания с 5 до 6 лет лишения свободы и изменение подсудности, соблюсти стабильность практики, поскольку такое наказание подсудимых устраивало. «Подсудимых», потому что к ст. 217 УПК РФ, моих уже стало два, второй в целях процессуальной экономии.
Бердюжский районный суд оказался, как и предполагалось небольшим, соседствующим с прокуратурой и полицией. С доставкой подсудимых получился некоторый сбой, поэтому предварительное заседание по мере пресечения прошло уже после 18-00. Пока ждал, посидел на другом заседании в качестве слушателя. Слушателей было человек 5.
Председательствующий не стал выяснять кто я и зачем тут, что положительно свидетельствует о соблюдении принципа открытости суда. Вопросы у суда были конкретными и рабочими, сразу было видно, что судья работает, старается разобраться и выяснить досконально значимые обстоятельства, а не заранее, почитав дело, все уже для себя решил.
В моем деле председательствовал уже другой судья, но тоже все было очень четко и по делу, хоть и в особом порядке. Гособвинитель попросил год колонии-поселения, я 5 месяцев и 17 дней колонии-поселения (то есть с зачетом времени проведенного под стражей во время следствия). Приговор был «не нашим не вашим» – 5 месяцев 20 дней с отбыванием в колонии общего режима.
В принципе, режим колонии для нас значения не имел, главное, что по вступлению приговора в силу иностранные туристы-экстремалы поедут праздновать Новый год домой к семьям. Бизнес-проект по зарабатыванию денег в России оказался убыточным.
Перед тем как посмотрите фотографии моего путешествия самое главное то что ?! – Актуальность-то темы в чем? А в том, что не так давно, в Думе обсуждался вопрос о введении обязанности для т.н. «гастарбайтеров» приобретать миграционный вексель стоимостью 30 000 рублей, который бы позволил въезжающих на работу в Россию, в определенных случаях, депортировать не за счет бюджета, а за счет его личных денежных средств, которые он заплатил за вексель при въезде.
Инициативу отклонили. А вот согласно материалов вышеописанного уголовного дела, нарушители границы заплатили неустановленным организаторам своего турне через границу по 1250 долларов каждый.
Географический ориентир:
Въезд в приграничный район
«АЗС-реликт»
Такое тоже есть. По-своему красиво.
Парк в центре села
Довольно хорошее кафе (есть за что порекламировать)
Районная прокуратура (внутри не был — рекламировать не буду)
Приграничная речка застыла, но переползать рано)