Тревожный звонок раздался в самом конце рабочего дня:
— «Алло. Муж забрал детей…не отдает, и встречаться не разрешает…»
С этой незатейливой фразы и началась наша работа над расторжением брака и определением места жительства детей с их матерью.
Обстоятельства дела следующие:
Мать двух очаровательных ангелочков, проживая в «заморских странах» отдельно от остальных членов семьи и неплохо устроив быт, решила забрать детей из г. Кемерово вопреки интересам отца детей.
Отец, воспитывал детей самостоятельно без посторонней помощи, матери их отдавать отказывался.
При решении данного вопроса в судебном порядке, учитывались бы следующие обстоятельства:
— привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам;
— возраст ребенка;
— нравственные и иные личные качества родителей;
— отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;
— возможность создания для ребенка условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Тем не менее, родитель, проживающий отдельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребенка. Родитель, при котором остался ребенок, не должен чинить препятствий к общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (п. 3 ст. 66 СК РФ).
Отец детей, ни под каким предлогом отпускать их на постоянное место жительство за границу не соглашался, так как часто преодолевать тысячи километров для общения с детьми, стало бы весьма затруднительно, а ему хотелось следить за их развитием и воспитывать.
Постановлением пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» порядок разрешения подобных споров четко регламентирован вопрос о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ), об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст. 66 СК РФ).
В данном случае необходимо было доказать, что дети с матерью останутся проживать в РФ и, довольно безбедно.
Основания для таких выводов имелись – это двухкомнатная полнометражка в центре города Кемерово, где помимо детей и их матери зарегистрирована лишь бабушка детей. А отец детей проживает в спальном районе в двухкомнатной хрущевке с обоими родителями.
В таком случае наша доверительница имела приоритет, так как при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, привлечь орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.
Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. Следовательно, один лишь критерий позволял нам надеяться то, что Орган опеки и попечительства города вынесет заключение об условии жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание в пользу нашего доверителя.
В остальном доказать, что в интересах детей определить их место жительство с их матерью, было практически невозможно, так как намерения уехать из РФ выдавали рабочая виза, наличие официального трудоустройства и наличие недвижимости в иностранном государстве. Не в пользу нашей доверительницы так же сыграло бы ее неучастие в жизни своих детей последние полгода.
«Засучив рукава» мы стали подготавливать доказательства, позволяющие намного больше увеличить шансы матери детей в судебном порядке определить место жительство детей с ней.
Казалось бы, затянет омут судебных тяжб обе стороны надолго. Но, неожиданный поворот событий, приятно удивил.
Отец детей пошел на компромисс – отказ от исковых требований о расторжении брака со стороны матери детей и соглашение об определении места жительства детей с матерью со стороны отца. Как говорится: «и волки сыты и овцы целы».