Вот и сваливают некоторые нотариусы нехватку времени или желания на прочтение документов на «малейшее сомнение».
Не так давно мне пришлось столкнуться с возникшим у нотариуса сомнением по поводу капитального гаража, который был приобретен наследодателем в 1966 г. по договору купли-продажи. В этот период времени сделки с недвижимым имуществом подлежали регистрации в Бюро Технической Инвентаризации.
Договор был зарегистрирован надлежащим образом, то есть в соответствии с ГК РСФСР, а именно — ст. 135. Но, нотариусом спорный гараж не был включен в наследственную массу, включив только то имущество, которое было приобретено наследодателем после вступления ГК РФ в законную силу и право на это имущество зарегистрировано в Управлении Федеральной Регистрационной Службы.
Пришлось обратиться в суд с требованием признать право собственности на наследуемое имущество. Мой выбор способа защиты права был не случайный, так как при обжаловании действий нотариуса в порядке ст. 310 ГПК РФ или включения имущества в наследственную массу моему доверителю после вступления решения в законную силу пришлось бы снова обращаться в нотариальную контору для получения свидетельства о праве на наследство, что увеличило бы временные и финансовые затраты.
На предварительном судебном заседании суду были представлены подлинники правоустанавливающих документов, подтверждающие владение наследодателя наследуемым имуществом и наследственное дело, из которого следует, что наследники вступили в права наследования на квартиру и вклады. При изучении документов, судья негодовала, что при наличии регистрационной печати на договоре купли-продажи спорного гаража нотариус не включила в наследственную массу надлежащим образом оформленную недвижимость.
По данному гражданскому делу было вынесено решение о признании права собственности на имущество, которое нотариус не включила в наследственную массу.