Процесс был длительным, воистину состязательным (что в наше время редкость), в итоге — три человека полностью оправданы, двое амнистированы и освобождены из-под стражи после двухлетнего содержания под стражей. Приговор, конечно, не вступил еще в законную силу, но все же это уже победа.
Также судом было оглашено огромное частное определение в адрес Генерального прокурора и Руководителя Следственного департамента с полным указанием всех нарушений при расследовании уголовного дела, составлении и утверждении обвинительного заключения.
Спасибо всем за оценку труда по делу, но мне хотелось бы сказать, что данный приговор является заслугой слаженной работы всех адвокатов по данному делу, а также стойкой позиции наших подзащитных, которых на протяжении длительного времени активно склоняли к досудебным соглашениям.
Легко можно было представить результат, если бы такие соглашения были в период предварительного следствия. Очень обсуждался адвокатским корпусом вопрос и о составе суда: присяжные или тройка? В результате дебатов был решен вопрос о составе суда — три профессиональных судьи, что и привело, по моему мнению, к такому результату.
По данному делу обвинение по ст. 209 УК РФ основывалось, в основном, на показаниях оперативных сотрудников и секретных свидетелей. Если с первыми все понятно, то вот бороться в процессе со вторыми-очень трудно. Понятно, что все вопросы, которые могут привести к рассекречиванию свидетеля, будут отведены. А ведь именно эти вопросы и интересуют защиту: откуда вам известно об этих обстоятельствах? Когда, где вы познакомились с моим подзащитным? и т.д.
Конечно, было чисто формально заявлено ходатайство о рассекречивании данных о личности, но все заранее знали, что будет отказ. И тогда решили пойти по простому и самому законному пути: с самого первого заседания суда было заявлено устное ходатайство о том, что в протокол судебного заседания должны быть внесены паспортные данные каждого, кто явился в суд, обосновав именно тем, что по делу проходит много засекреченных свидетелей, личность которых будет устанавливать именно суд.
При возможности установления факта нахождения данного свидетеля в зале в качестве слушателя в ходе судебного следствия суд не сможет допрашивать человека в качестве свидетеля. Надежда была на объективный и законный подход суда.
Это ходатайство было удовлетворено, секретарь каждый раз проверяла всех, кто явился, указывая в протоколе судебного заседания. В результате (уж не знаю, из-за этого или нет) в судебном следствии было допрошено только три таких свидетеля, от остальных гособвинитель отказалась.
Также особо хочется остановиться на том, что обвинение привело как доказательство протоколы осмотра видеозаписей по различным эпизодам. В протоколах осмотров следователь сама указывала кто есть кто, указывая конкретно фамилии подсудимых и описывая их действия по видеозаписи. За всю свою долголетнюю практику я столкнулась с этим впервые. Конечно, защита сразу отреагировала на это, и все такие протоколы были признаны судом недопустимыми доказательствами.
Остались сами записи, которые были просмотрены в процессе, после чего уже гособвинитель в прениях пыталась доказать суду, что узнала на записи подсудимых, которых хорошо видно. Но суд это не принял.
Весь приговор достаточно большой и содержит перечень доказательств по различным эпизодам 213, 222, эпизода по 159.1 и 163 ч. 2 УК РФ. Эти обвинения остались, осуждены к различным срокам наши подзащитные, которые все в целом оценили объективность суда и даже назначенные им сроки считают законными, хотя апелляционные жалобы, несомненно, будут. Самое главное обвинение было по ст. 209 УК РФ, поэтому я привожу отрывок из приговора именно по оправданию подсудимых по данному эпизоду.
Также суд не остался равнодушным к многочисленным нарушениям в ходе следствия и вынес частное определение, текст которого прилагаю.
Добавлено: 12:08 26.05.2015
18 мая 2015 года приговор Мурманского областного суда был оставлен судебной коллегией Верховного Суда РФ без изменений и вступил в законную силу, но вот частное определение областного суда отменено. По мере получения документов они будут выложены.