Однажды гражданин Индии, сложности имени которого, позавидовал бы даже сам Рабиндранат Тагор, решил открыть в России общество с ограниченной ответственностью. Для этого была начата стандартная процедура: заполнено заявление по форме № Р11001, подпись индийского инвестора на нём была заверена нотариусом, и вместе с приложениями оно было подано в ИФНС № 46 по г. Москве.
Однако инспекция отказала в регистрации общества в связи с тем, что, заверяя подпись заявителя, нотариус указал лишь часть его длинного имени. При этом в самом заявлении имя было указано полностью. То есть сам заявитель сообщил о себе достоверные сведения. В обязанности же нотариуса входит заверить подпись заявителя и ничего более.
Таким образом, закон нарушен не был, а была нарушена форма заявления. Но нарушена она была не заявителем, а нотариусом.
Следовательно основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали.
Решение об отказе в государственной регистрации общества было обжаловано в Арбитражный суд города Москвы, который в итоге вынес решение в пользу заявителя. Данное решение в дальнейшем было поддержано судом апелляционной инстанции и вступило в законную силу.
Заявление составлено по форме 11001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. №439 (в редакции Постановления Правительства от 16.10.2003г. № 630) с комплектом документов о государственной регистрации юридического лица при создании. По результатам рассмотрения представленных заявителем на государственную регистрацию документов в Межрайонную ИФНС № 46 по г. Москве принято решение об отказе в государственной регистрации в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, а именно: устав создаваемого юридического лица и заявление о государственной регистрации, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица.
Порядок государственной регистрации юридического лица при его создании установлен ст.9 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Далее — Закон). В соответствии со ст.12 Закона при государственной регистрации представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины. Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены ст.23 Закона о регистрации, согласно подпункту а) п.1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов.
Иных оснований для отказа в регистрации юридических лиц названный Закон о регистрации не предусматривает. В рассматриваемом случае причиной для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании послужило несоответствие наименования физического при заверении его заявления в нотариальном порядке. Однако суд приходит к выводу, что осуществляя свои полномочия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» не наделена правом оценивать законность совершенных нотариальных действий. В соответствии со статьями 33, 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статьей 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совершенное нотариальное действие может быть обжаловано только в судебном порядке. В соответствии со статьей 312 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации только суд, рассмотрев по существу заявление заинтересованного лица, вправе отменить совершенное нотариусом нотариальное действие.
Фактически нотариусом указана в заверительной части только фамилия заявителя при государственной регистрации (строка 1 и 2 Формы № Р11001). При этом полное наименование физического лица содержится в заявлении, что позволяет налоговому органу точно установить имя заявителя.
Ссылки налогового органа методические рекомендации отклоняются, судом, как не соответствующие Федеральному закону № 129-ФЗ и Основам законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. Таким образом, следует вывод о том, что из совокупности заявления представленного для регистрации юридического лица было возможно установить подлинность заверения подписи учредителя.
Из материалов регистрационного дела усматривается, что в регистрирующий орган был представлен полный комплект документов, необходимый и предусмотренный Законом для государственной регистрации общества. Документы, представленные представителем заявителя для регистрации юридического лица, соответствовали требованиям ст. 12 Закона о регистрации, о чем имеется удостоверительная подпись нотариуса.
Проверка достоверности (правовая экспертиза) представляемых документов не входит в компетенцию налогового органа, поскольку в силу ст. 25 Закона о регистрации ответственность за представление недостоверных сведений несут заявители, а не регистрирующий орган. Кроме того, Законом о регистрации не предусмотрена обязанность налогового органа проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, которые представляются для государственной регистрации.