Не менее значимым основанием для возвращения уголовного дела является неверное указание анкетных данных обвиняемого в постановлении. В моей практике имел место случай переквалификации деяния на менее тяжкую статью как раз из за ошибочного написания фамилии обвиняемого в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.
В конце 2012 года ко мне за помощью обратился молодой человек, привлекаемый к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 30 — п. «г» ст. 228.1 УК РФ. «Преступление» было раскрыто благодаря сотрудникам ДПС, которые остановили машину на посту ДПС с тремя молодыми людьми и обнаружили наркотические средства.
Вызванные на место оперативные сотрудники быстро установили «истину» и парни после суток нахождения в отделе полиции дали показания, что наркотики принадлежат моему подзащитному и предназначались для сбыта. Под «гнетом улик» и он признал вину, т.к. ему пообещали условно.
За несколько дней дело было закончено производством и направлено в суд. По преступлению, за которое срок наказания больше чем за убийство, объем дела составлял около 150 листов.
Уже после получения обвинительного заключения парень посмотрел в УК РФ санкцию статьи, понял, что свободы ему не видать, и стал искать адвоката. Когда он обратился ко мне, до рассмотрения оставались считанные дни. Я решил не идти в суд знакомиться с делом, т.к. тогда рассмотрение бы состоялось в назначенный день, а пришел в день судебного заседания.
Было заявлено ходатайство об ознакомлении с делом и предложено в течение получаса с ним ознакомиться. В ходе небольших дебатов с судьей (а надо сказать, что это очень хороший и порядочный человек и судья) я смог отстоять свою позицию и рассмотрение дела отложили. Ознакомившись в спокойной обстановке с материалами дела выяснилось, что при предъявлении обвинения была допущена ошибка в букве в фамилии обвиняемого.
Сам по себе данный факт позволил бы лишь оттянуть время осуждения (возврат дела прокурору и повторное направление в суд), однако я решил использовать его для убеждения суда и прокурора в необходимости переквалификации действий. Благо в деле не было никаких фактических доказательство того, что парень когда либо занимался сбытом наркотиков.
Его друзья пообещали придти в суд и дать иные показания, чем они подписали ранее. Перед самым процессом я предъявил государственному обвинителю ходатайство о возвращении уголовного дела в порядке ст. 237 УПК РФ, пообещав заявить его в процессе.
Гособвинитель попросила отложить судебное разбирательство, и в процессе перерыва я изложил свои предложения о переквалификации действий. По инициативе прокуратуры был объявлен перерыв для согласования позиции с руководством.
Учитывая, что с доказательствами инкриминируемого преступления было сложновато и дело фактически подлежало возвращению на доп.расследование прокуратура согласилась на переквалификацию действий с ч. 3 ст. 30, п. «г» ст. 228.1 УК РФ на ст. 228 УК РФ и подзащитному суд назначил наказание в виде 3 лет лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года.