Так, ко мне обратился отец подзащитного Ш. с просьбой представлять интересы его сына Ш. задержанного по подозрению в совершении двух преступлений по факту двух сбытов наркотических средств и одном покушении на сбыт.
После заключенного соглашения по моей просьбе следователь вручил мне копии протоколов по всем проведенным с подзащитным Ш. следственным действиям.
Из представленной копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого Ш. следовало, что подзащитный, действуя в составе группы лиц, по предварительному сговору с неустановленным лицом, приобрел у последнего оптовую закладку с наркотическим средством синтетической группы, а также не менее 20 свертков указанного наркотического средства.
Указанную оптовую закладку с наркотическим средством он разместил в пяти тайниках в разных частях города, а часть наркотического средства (в свертке) употребил, при этом другую часть свертков (19) сбыть не успел, так как его действия были пресечены сотрудниками полиции. При этом, в двух тайниках были с поличным задержаны лица, незаконно приобретающие указанные наркотические средства, в отношении которых были возбуждены дела по факту незаконного приобретения и хранения наркотических средств.
В итоге, мой подзащитный обвинялся по двум оконченным фактам сбыта наркотического средства п. г ч.4 ст. 228.1 УК РФ, а оставшейся наркотическое средство, ему вменили, как покушение на последующий их сбыт.
Я ознакомилась с показаниями обвиняемого Ш., которые он давал с другим адвокатом, согласно которым, он полностью признал свою вину, а также им было заявлено ходатайство о заключении досудебного соглашения, в чем в последующем ему было отказано, по неизвестной мне причине.
Казалось бы, и адвокат здесь по соглашению не нужен, однако невзирая на его полное признание вины, при последующем предъявлении обвинения по данной квалификации, в ходе допроса я указала, что необходимо переквалифицировать содеянное ссылаясь на Постановление Пленума Верховного суда от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», в соответствии с которым «В случае, когда лицо, имея умысел на сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном или особо крупном размере, совершило такие действия в несколько приемов, реализовав лишь часть имеющихся у него указанных средств или веществ, не образующую крупный или особо крупный размер, все содеянное им подлежит квалификации по части 3 ст. 30 УК РФ и соответствующей части ст. 228.1 УК РФ.»
В итоге, подзащитному было перепредъявлено обвинение всего по одному эпизоду неоконченного преступления, а именно по ч. 3 ст. 30 п «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ – покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
В настоящее время дело передано в суд и моя задача исключить «группу лиц по предварительному сговору» так как на мой взгляд и здесь квалификация дана ошибочна, подзащитный не знал потенциальных приобретателей и действовал только в своих интересах, а не интересах продавца и покупателя.
В материалах уголовного дела отсутствуют доказательства о сговоре Ш. с неустановленным лицом и распределении ролей между соучастниками. Исчерпывающий перечень таких доказательств, установлен в ст. 74 УПК РФ и в материалах уголовного дела также отсутствует.
Учитывая положения указанного мной Пленума, который определяет объективную сторону сбыта, на лицо «цепочка» последовательной передачи наркотического средства и действия каждого должны квалифицироваться отдельно друг от друга.
Очень надеюсь, что публикация была полезна, в комментариях прошу поделиться практикой о том, как орган следствия дает юридическую оценку в таких ситуациях.


Уважаемая Анна Анатольевна, по поводу группы лиц по предварительному сговору — весь вопрос в том, чем будут доказывать. Что есть у следствия, подтверждающее группу? У меня в деле было все, но моему подзащитному инкриминировали ОПГ. а все — это и ПТП и иные материалы ОРД, и допросы других лиц, и экспертизы.
Уважаемый Илья Геннадьевич, в том то и дело прямых доказательств нет.
Уважаемая Анна Анатольевна, если Вы уверены, что таких доказательств нет, то пишите ходатайство на переквалификацию. Следствие, как правило отправляет в суд по максимуму. Им все равно отвалится там какая-либо часть или нет.
Уважаемый Илья Геннадьевич, конечно напишу, а то что следствие отправляет по максимуму, это мне известно
Уважаемая Анна Анатольевна, если следствие расписало предварительный сговор с покупателями, как бы не перейти вообще на совместное приобретение с выделением каждому заранее оговоренной доли наркотика? Посмотрите, чем черт не шутит?
Уважаемый Олег Александрович, спасибо за мнение!
Уважаемый Олег Александрович, спасибо за мнение, нет никаких доказательств, чтобы вменять группу или уйти на совместное приобретение, в части отсутствия группы, мы конечно об этом скажем, но как это расценит суд, еще не ясно
Уважаемая Анна Анатольевна, у меня два пути решения задачи, которые зависят от картины происшествия согласно показаниям изобличённых лиц и других доказательств:
1. Картина следователя: подзащитный приобрёл наркотик сам за свои деньги у неустановленных лиц — владельцев Интернет-магазина по сговору с ними, и распространял его потребителям, которых и запаха никогда не чуял, а деньги получал от владельцев Интернет-магазина.
Вариант действий защиты: Сказать спасибо следователю, вернуться на первоначальную позицию полного и чистосердечного признания, деятельного раскаяния и получить сперва 1\4 секвестра максимального наказания (в результате покушения), а затем от оставшихся 3\4 выкинуть 1\3, превратив, тем самым, минимальный размер наказания, предусмотренный санкцией статьи и части, в максимальный потолок — 10 л.л.с. Наверняка найдутся несов.дети, болячки и прочие смягчающие и всё это в совокупности потянет на 8-10 лет л.с.
2. Картина подзащитного: купил через оптовую закладку наркотик с целью его сбыта и собственного потребления, оплатил, потом стал сбывать потребителям через мелкие закладки, за которые деньги поступали ему на счёт.
Вариант действий защиты: есть маааааленькая надежда уйти от группы. Но если не удастся уйти или судья не поверит, тогда наказание будет от 10 л.л.с. до 13 лет и 4 месяцев л.л.с.
Уважаемый Курбан Саидалиевич, спасибо Вам за мнение! Очень убедительно написано! Склоняюсь к варианту # 1, мне риски не нужны, а на мои личные амбиции, есть смысл закрыть глаза в данной ситуации.
Уважаемая Анна Анатольевна, не претендую на абсолютную верность мнения. Особенно, если по делу следствием допущены нарушения закона, ставящие под сомнение достаточность доказательств обвинения и качество этих доказательств.
И в первом комментарии допустил ошибку. В первой картине
за свои деньгичитать нет необходимости.
Уважаемый Курбан Саидалиевич, Вы всё верно сказали, игра не стоит свеч!
Поздравляю. Но это старая редакция пленума 14 по поводу реализации наркотика в несколько приёмов.
Уважаемый Максим Викторович, спасибо за внимание, так и дело не свежее...
Уважаемый user23766, так и дело не новое)