При ознакомлении с показаниями, данными на стадии предварительного следствия, было установлено, что мотив нанесения ударов потерпевшему, моим подзащитным указан… ну не то, что бы неверно, но неправильно точно.
Не буду ничего говорить о «назначенцах», допустивших такое при допросе, все равно, кроме матов, других слов нет.
Однако мотив, указанный следователем в ходе допроса, определил квалификацию и ход всего расследования. Обида за брата стала основой, таким фундаментом, для обвинения. Обвинение предъявлено по ст. 111 УК РФ, несмотря на все усилия о переквалификации.
Основания защитой были предоставлены, это дальнейшие показания обвиняемого, подтвержденные показаниями свидетеля, зафиксированные в ходе очной ставки. Очная ставка проводилась по инициативе защиты.
Все противоречия, в том числе и в отношении мотива, были устранены.
Коллеги знают, как суд относится к изменению показаний подсудимыми, особенно касаемых обстоятельств дела.
Подход защиты заключался, прежде всего, в том, чтобы не изменять показания, а дополнить их обстоятельствами, которые бы давали основания смягчить квалификацию и которые ранее не были внесены в протокол допроса относительно мотива и поведения потерпевшего. Благо, что других источников информации в распоряжении следователя не было. Потерпевший не мог дать показания.
При этом никто ничего не выдумывал, дополнения соответствовали фактическим обстоятельствам дела. Видели бы вы следователя в этот момент. Почему не заявляли об этом ранее, в ходе допроса? На что мой подзащитный обескураживающее так: «А Вы не спрашивали…».
Особенно умиляют показания руководителей следственного органа, следователя и оперуполномоченного в суде. Все показывали о том, что Т. добровольно давал показания.
А мы и не спорили. Говорил о том, о чем спрашивали.
В результате правильно выбранной тактики защиты в суде удалось поставить прокурора в определенную позицию. После исследования всех материалов дела он отказался от обвинения по ст. 111 УК РФ и просил о переквалификации на более мягкую ст. 114 УК РФ. Дело защита просила прекратить за истечением срока давности.
Мораль такова: что бы ни случилось, не торопитесь общаться с органами, задача которых раскрыть преступление и предать виновного, то есть Вас любимого, суду. Не облегчайте им задачу. Если уж решили сознаться, проконсультируйтесь с адвокатом, хуже не будет.
Да, и адвоката выбирайте сами. Вы должны ему доверять.