Уже давно не является редкостью заключение договора КАСКО с условием о рассрочке платежа. Каждая из сторон договора при этом преследует свою выгоду.
Нюансы такого договора законодатель отдал на откуп договаривающихся сторон и, обычно, они детально прописаны в Правилах страхования той страховой компании, с которой и заключается соглашение. Как бы ни сложились взаимоотношения сторон после заключения договора КАСКО с условием о рассрочке выплаты страховой премии, страхования компания в накладе не остается, но…
Моим доверителем был заключен договор добровольного комплексного страхования транспортного средства (КАСКО) со страховой компанией АО «Государственная страховая компания «Югория», порядок оплаты страховой премии был определен сторонами в рассрочку двумя платежами.
Не произведя оплату второй части страховой премии, мой доверитель был уверен, что договор прекратил свое действие и ни одна из сторон договора не имеет более ни каких обязательств перед другой стороной.
Спустя два года со дня наступления срока платежа страховая компания обратилась в суд с иском о взыскании суммы неуплаченной страховой премии.
Свои требования страховая компания основывала на положениях п.1 ст. 954 ГК РФ, из содержания которых следует, что плата за страхование является денежным обязательством, ну и, конечно, были упомянуты ст. 309 и 310 ГК РФ, которые указывают на необходимость надлежащего исполнения принятых на себя обязательств и запрещают односторонний отказ от таковых.
Позиция истца была бы логичной если бы юристы страховой компании не забыли заглянуть в собственные «Правила добровольного комплексного страхования автотранспортных средств», в которых данному вопросу уделен специальный пункт, из содержания которого однозначно следует, что в случае неуплаты страхователем или выгодопреобретателем страховой премии (страхового взноса) или его части в определенные договором страхования сроки или уплаты ее в меньшем размере, чем предусмотрено договором страхования, договор страхования прекращается в 00 часов 00 минут даты, следующей за датой указанной в договоре страхования как дата уплаты страховой премии (страхового взноса) или его части и обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты не наступает.
В удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.
Данное дело было совсем не сложным, но примечательно оно тем, что тенденция таких исков стремительно набирает обороты.
Представитель страховой компании, конечно, понимала, что иск не является обоснованным, однако, ряд аналогичных требований, с ее слов, был удовлетворен в иных судах, а еще часть заявленных требований были удовлетворены ответчиками в добровольном порядке.
В очередной раз жаль, что граждане не осведомлены о своих правах и счастливо пребывают в неведении.