(Примечание: 4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности)
По моему мнению, о котором я также неоднократно писал, страхование в нашей стране – это полубандитский бизнес. И дело даже не в том, что не платят или платят унижающе мало. Полтора года назад, перед покупкой нового автомобиля я сам озаботился выбором страховой компании и скрупулезно изучал Правила страхования различных компаний. И пришёл к неутешительному выводу: обоснованно выбрать невозможно. Везде есть какие-то серьёзные случаи, не попадающие под страховые. И у каждой компании – свои тараканы. Где-то не страхуются колеса, (а зачем мне машина без колёс?), где-то для признания пожара страховым случаем непременно нужно, чтобы пожар был следствием неисправности двигателя (?) во время поездки и т.д.
Но это – полбеды.
Настоящее мошенничество, с которым мне пришлось столкнуться по судебным делам не единожды, заключается во включении в страховой полис дополнительных условий. И, если Правила страхования, обычно публикуются на сайтах СК, то опубликованных образцов страховых полисов (разумеется – с дополнительными условиями) я ещё не встречал. Понятно, что почитать эти новые условия не предварительно, а в момент заключения договора и понять подвох очень сложно даже юристу. Тем более, что формулировки этих «дополнительных условий» составлены, надо признать, мастерски, настоящими жуликами-профессионалами, и бороться с ними очень сложно. Тем более, когда ты сам же их и подписал.
Но не всегда удаётся «впихнуть» жуликоватое условие в Правила страхования и страховой полис. Существуют механизмы защиты: для получения лицензии образцы Правил и Полиса необходимо направить в орган страхового надзора.
Так, в соответствии пунктом 10 части 2 статьи 32 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусмотрено:
2. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;
И, надо полагать, что положения Правил и Полиса, которые явно не соответствуют законодательству, на этом этапе «не пройдут».
Как обойти эти механизмы защиты?
Да очень просто: сначала получить лицензию, предоставив «правильные» Правила и Полис, – а потом можно и изменения вносить.
Изучая документы своего клиента, которому полностью отказали в выплате страховки при тотальной кончине автомобиля, я обратил внимание, что тот самый бандитский пункт в дополнительных условиях страхового полиса отпечатан не типографским способом, а на принтере. Дальше я сопоставил дату получения лицензии и дату утверждения Правил и Полиса и обнаружил, что сначала была получена лицензия, а через 2 месяца утверждены Правила и Полис.
– Стоп! – сказал я себе, это – ниточка, за которую нужно потянуть!
Хитрецы оказались не такими уж и хитрыми, если проигнорировали другое требование закона, изложенное в части 10 той же статьи 32:
10. Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в соответствии с подпунктами 2, 3, 5, 6, 7 (в части документов о государственной регистрации), 8 — 13 пункта 2, подпунктами 2 — 6 пункта 4.1, подпунктами 3, 4 и 5 пункта 5 настоящей статьи, страховщики и страховые брокеры обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений.
Остальное было делом техники: я направил в орган страхового надзора запрос, в котором:
— просил сообщить, представлены ли в письменном виде вновь принятые Правила и Полис;
— и есть ли в представленном изменённом Полисе пункт, который стал основанием для отказа в выплате страхового возмещения при тотале.
Ответа я не получил, но не стал настаивать, так как задача была решена: уже через пару недель позвонил радостный клиент и сообщил, что деньги в полном объёме переведены на его счёт! И это при том, что всего несколько дней назад, в ходе предварительного судебного заседания представитель СК гордо отказался признавать иск, будучи полностью уверенным в успехе. Но суд мы довели до конца – чтобы взыскать неустойку, госпошлину и расходы на представителя.
Вот так маленький запросик в одну страничку дал положительный результат.
Вывод: если вы увидели в страховом полисе какой-то мутный пункт, есть смысл проверить – когда он там появился, и знает ли о нём орган страхового надзора.
P.S. Если кому-то, в отличие от меня, всё-таки удалось найти внятные Правила страхования КАСКО для личных целей – поделитесь, развейте моё убеждение об отсутствии таковых!