Заключение под стражу по этой категории дел невозможна при обычных условиях. (108 УПК РФ — Заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой настоящей статьи)
Следователи идут на небольшую хитрость. Вместо того, чтобы применить, например, подписку о невыезде и надлежащем поведении, они выходят в суд с ходатайством о применении в отношении обвиняемого по вышеуказанным статьям заключения под стражу. Суд, в этом случае, должен уже руководствоваться п. 7.1 ст. 108 УПК РФ, а именно — При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.Так произошло и в моем случае.
Правда предыдущий адвокат, который участвовал в судебном заседании по решению меры пресечения сгустил краски по поводу ареста и закономерное решение суда преподнес как собственное достижение. На радостях подзащитный сказал суду, что его жена, подозреваемая (с очень большой натяжкой) по этому же делу, имеет возможность жить отдельно.
Хочу добавить, что у них с мужем имеется двое несовершеннолетних детей и они, как нормальная семья, проживали совместно в своем домовладении. Мой подзащитный сменил еще одного адвоката и оба моих коллеги на вопрос — можно ли как-то законно решить вопрос о соединении семьи под одной крышей делали страшные глаза и отвечали что ни в коем случае! Я и мой коллега взявшись за защиту посмотрели судебную практику и нашли, что такая вероятность есть.
Мой коллега Чеботарев Роман Павлович подготовил ходатайство на имя судьи вынесшей решение. По срокам так получилось, что его рассмотрение было назначено на следующий день после продления сроков домашнего ареста.
Однако мы, незначительно изменив содержание ходатайства, приложив копии свидетельства о рождении детей, сославшись на Семейный кодекс РФ и на Конвенцию «О правах ребенка» попросили суд разрешить проживание и общение супруги вместе с детьми в домовладении. Суд удовлетворил ходатайство в полном объеме.
Надеюсь, что эта первая маленькая победа приведет и к прекращению уголовного преследования в отношении обоих супругов. Главная работа еще впереди!