Год назад я удаленно вела дело по взысканию заработной платы. Спор был несложным, но о нем я решила рассказать в связи с тем, что ошибки, допущенные работодателем, допускают также и многие другие с целью снижения налогооблагаемой прибыли.
Доверитель обратился ко мне для оказания помощи по взысканию с работодателя удержанной при увольнении заработной платы в размере 16 тыс рублей. Сумма небольшая, но бывший работник все же хотел ее получить.
Сложность была в том, что будущий ответчик находился в другом регионе, а поправки в ТК о рассмотрении дела по месту нахождения работника еще не были приняты законодателем. Судиться предстояло удаленно.
Изучив материалы, я обнаружила договор аренды транспортного средства — работодатель брал в аренду личный автомобиль работника и обязался оплачивать за аренду 1000 рублей в месяц. Работник же продолжал ездить на своем автомобиле по служебным делам.
Оценив перспективу, я предложила доверителю взыскать также и арендную плату, что составляло 31 000 рублей.
Хитрая схема с арендой личного ТС и передачей в пользование работнику была внедрена работодателем с целью отнесения к расходам трат на бензин (работникам выдается топливная карта) и снижения, тем самым, налогооблагаемой прибыли ООО. При этом путевые листы не составлялись.
Удержание заработной платы при увольнении работодатель объяснил использованием топливной карты в период объявленного приказом простоя (около 3 месяцев). Но как это часто бывает — простой объявлен (опять таки с целью снизить расходы), а все продолжают по факту работать.
Был составлен и отправлен иск о взыскании задолженности по заработной плате и договору аренды личного имущества работника.
Мотивировка иска:
Топливная карта действительно выдавалась работнику, но условия или критерии ее использования работодателем не устанавливались.
Автомобиль был в аренде у работодателя и использовался в производственных целях.
Работодатель по запросу работника не подтвердил документально расход бензина на сумму в 16 тыс рублей
Процесс:
Ответчик предъявил встречный иск, в котором признал требования по взысканию зп в размере 16 тыс рублей, но заявил встречные требования о взыскании 20 тыс в связи с причиненным материальным ущербом — использованием топливной карты в период простоя.
В отношении аренды ТС работодатель просил признать договор «незаключенным» и применить последствия недействительности ничтожной сделки по причине того, что в договоре не указаны характеристики автомобиля, а автомобиль находился в пользовании работника, работодателю фактически не передавался.
Юрист работодателя почему то не сопоставил первую часть своего встречного иска и вторую — в первой он указал, что выдавал аж 3 топливных карты на получение бензина, а во второй пишет, что аренда не состоялась, автомобиль не передавался и использовался работником в личных целях (зачем тогда топливные карты выдавал?).
На встречный иск был подготовлен отзыв, в котором я указала, что, во-первых, работодателем был не соблюден порядок выявления и оформления материального ущерба (247 ТК), во-вторых, топливная карта и ранее использовалась работником в выходные и праздничные дни — и удержаний из заработной платы не было, договор аренды — заключен, автомобиль находился в аренде у работодателя.
Результатом долгой переписки с судом было решение, которым исковые требования удовлетворены полностью, в удовлетворении встречного иска — отказать. От работодателя в суд являлись 2 юристов — представителей, суд также привлек Трудовую инспекцию, которая процесс решила попросту проигнорировать.
Суд согласился с нашими доводами относительно не соблюдения порядка оформления материального ущерба (истребования объяснений от работника) и действительности договора аренды ТС.
Таким образом, как я указывала в начале публикации, полагаю, схема с арендой ТС была внедрена работодателем для отнесения расходов по топливной карте к прочим обоснованным производственным расходам с целью уменьшения прибыли. А вот удержание по топливной карте без условий ее использования, без путевых листов — незаконно, как и отнесение расходов по ней к производственным (лезть в дебри бух учета я не буду и рассуждать законно ли такое оформление с точки зрения НК РФ).
Доверитель остался доволен, тем более работодатель — крупный интернет магазин, имеющий сеть филиалов в регионах.