Рапорт оперативного сотрудника полиции не оставлял сомнения: злоумышленник, который покушается ни много ни мало на финансовое благополучие международной ассоциации по футболу (FIFA), скоро будет найден и обезврежен. Сухой язык служебного документа словно превратился в занимательный детективный рассказ. Оперативник докладывает своему руководству о том, что один несознательный российский гражданин хочет незаконно обогатиться во время мирового футбольного праздника, который проходит в нашей стране. По имеющейся у полицейских информации «неустановленное лицо по имени «Алексей»» пытается с помощью сервиса бесплатных объявлений в сети Интернет реализовать по спекулятивной цене билет на матч ¼ финала Чемпионата мира по футболу 2018.
В тексте рапорта объясняется, что согласно Федеральному закону от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года…» реализация (продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA не допускается.
Проверочная закупка.
Для сотрудников полиции начались обычные хлопоты, связанные с проведением оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка». Денежные средства в размере двадцать тысяч рублей были получены и отксерокопированы, составлен план мероприятия, определены «закупщики» и понятые.
Операция по задержанию «продавца» прошла буднично, без какого-либо намека на романтику оперативной работы. Строчки протокола опроса злоумышленника более эмоциональны, чем тексты служебных документов. « Я решил посетить футбольный матч ЧМ 2018. Для этого я через официальный сайт FIFA приобрел билет на матч ¼ финала. В июне этого года мне стало понятно, что по различным причинам не смогу прийти на стадион. Чтобы купленный билет не пропал, я решил его продать по цене 20 тыс. рублей, хотя приобрел его за 15 300 руб. Я знал, что перепродажа входных билетов запрещена. Вину признаю, раскаиваюсь, подписываюсь, замечаний не имею».
То, что парень не является циничным профессиональным спекулянтом было понятно сразу. Все его действия (публикация объявления под своим именем, реальный зарегистрированный номер телефона, его поведение при проверочной закупке, наличие семьи и постоянной работы, отсутствие судимости) свидетельствуют о том, что он случайно попал во всю эту историю.
Оперативные материалы в отношении Алексея были переданы участковому уполномоченному полиции, который, в свою очередь, составил протокол об административном правонарушении по ст. 14.15.2 КОАП РФ (незаконная реализация входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение) и передал дело в суд.
ст. 14.15.2 КОАП РФ довольна экзотична. Она напоминает бабочку-одновневку, в том смысле, что живет также недолго ради единственной цели, а достигнув её, сразу умирает.
Мировой судья тоже не увидел в лице Алексея прожженного фарцовщика и назначил ему минимально возможное наказание, предусмотренное санкцией ст. ст. 14.15.2 КОАП РФ, – штраф в двадцатикратном размере от стоимости билета, то есть 306 тыс. рублей.
На этом моменте хочется остановиться подробнее. Я могу понять, почему законодатель установил столь суровый размер штрафа за данное административное правонарушение. Но с другой стороны я также понимаю, что у нормального человека в нашей стране нет возможности перечислить на счет отдела полиции указанную сумму.
Суды и все, что с ними связано.
Настроение у несостоявшегося коммерсанта было невеселым. «А что здесь можно сделать?» — грустно спросил он при нашей первой встречи, которая состоялась уже после суда. К апелляции он относился как к возможности хоть немного отсрочить неизбежное, но мысленно уже примирился с назначенным наказанием.
Первоначально я предположил, что можно попытаться снизить размер штрафа наполовину в соответствии со ст. 4.1 КОАП РФ. Но в дальнейшем, ознакомившись с материалами дела в суде первой инстанции, я убедился, что можно надеется и на нечто большее, чем просто снижение суммы штрафа.
Текст постановление мирового суда был банален: такой-то совершил нехороший поступок (идет цитирование ст. 14.15.2 КОАП РФ на весь лист), вина такого-то подтверждается собранными доказательствами (протокол с перечислением материалов оперативного дела на втором листе), доказательства, собранные по делу являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности такого-то в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.15.2 КОАП РФ. Обстоятельством, смягчающим ответственность, признано раскаяние.
При этом суд первой инстанции или не знал, или забыл, что согласно ч.7 ст. 29.6 КОАП РФ дела об административных правонарушениях по ст. 14.15.2 КОАП РФ, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В нашем случае судебное заседание состоялось гораздо позже указанного срока.
Мировой суд также не увидел, что протокол в отношении Алексея составлен с грубейшими ошибками в части описания события административного правонарушения. В протоколе было указано, что Алексей допустил реализацию входного билета на матч ЧМ-2018. Но это же абсолютно законное действие! Незаконным продажу билетов делает отсутствие соответствующего договора об этом с FIFA.
Суд не постеснялся включить в перечень доказательств все материалы оперативного дела, не посмотрев, что показания «понятых» полностью идентичны друг другу, да и остальные материалы дела, мягко скажем, не безупречны.
Первые два довода мне казались достаточно серьезным аргументом в пользу отмены апелляционной инстанцией принятого судебного акта. Но судебные споры непредсказуемы. Доводы защиты часто становятся жертвой непонимания суда. Было решено не отказываться от просьбы к суду снизить размер штрафа, если вышеперечисленные аргументы суд посчитает неубедительными. Оформлено это было в виде ходатайства. Таким образом, получили альтернативное требование: отказать в привлечении к административное ответственности, а если это невозможно, то снизить размер санкции ниже минимального предела.
В итоге суд апелляционной инстанции согласился с мнением защиты, пусть и не в полном объеме. Привлечение Алексея к административной ответственности отменено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Значительный кусок текста решения районного суда основан на доводах нашей жалобы, что, конечно, льстит моему честолюбию.