«В Самаре пенсионерка «загнала» грабителя в руки полицейских», — так начиналось информационное сообщение, которое было распространено пресс-службой областного главка МВД. В тексте говорилось о трагикомической истории «самого неудачливого уличного грабителя», который, ограбив мирно идущую старушку, тут же был пойман сотрудниками правоохранительных органов.
Весь этот рассказ, совершенно правдив, за исключением пары незначительных деталей. Действительно, молодой человек, возвращающийся навеселе с каких-то гуляний, внезапно захотел получить немного чужой наличности. Для этого он решил ограбить пенсионерку, которая выходила из помещения почтового отделения. Подбежав к ней со спины, он ловко выхватил у неё из рук дамскую сумку и с этой добычей пустился наутёк. Но долго бежать ему не пришлось, так как спустя несколько минут он был остановлен сотрудником службы исполнения наказания, выполняющим служебные задачи на подведомственной ему территории. К слову сказать, действия этого сотрудника я расцениваю исключительно с положительной стороны. Человек не остался в стороне, увидев ошалело несущегося парня с дешевой женской сумкой в руках, возможно профессиональным чутьем уловил всю ситуацию, рискнул и остановил негодяя. Уверен, что это пример настоящего мужского поступка.
Так уж случилось, что мне пришлось осуществлять защиту незадачливого любителя выхватить чужое добро из рук, действия которого были квалифицированы следствием по ч. 2 п. «г» ст. 161 УК РФ. Он полностью сознался в совершенном преступлении, написал явку с повинной, чуть ли не на коленях просил прощения у ограбленной им пожилой дамы. К счастью, она оказалась незлопамятной и с легким сердцем простила ему злодейство, тем более что сумочка со всем содержимым ей была возвращена.
Тем не менее, на время предварительного следствия суд избрал для «самого неудачливого грабителя» меру пресечения в виде заключения под стражу. Как обычно были оставлены без внимания доводы защиты о том, что задержанный юридически не судим, проживает по известному адресу, скрываться от следствия не намерен, да и не имеет такой возможности. Решающим основанием для применения столь суровой меры послужила степень тяжести содеянного – грабеж с применением насилия.
Следственная машина уже набрала ход и вся история с мелким грабителем, так неловко попавшимся практически с поличным, приобретает более трагические оттенки. Парень следует в СИЗО по подозрению в совершении тяжкого преступления. Он полностью признает, осознает и раскаивается. Казалось бы: классический случай для применения особого порядка уголовного судопроизводства. Но заявить об этом он не может, так как отрицает самое главное — применение какого-либо насилия к пожилой женщине, то есть не согласен с квалификацией совершенного преступления.
«Насилие» следствие вывело из фразы потерпевшей, которая была отражена в протоколе её допроса и в обвинительном заключении, о том что она ощутила боль в левой кисти в момент, когда грабитель вырвал у неё сумку. Иных подтверждений этому нет, но картина резко меняется: задержан уже не полупьяный раздолбай – «неудачливый грабитель», а практически матерый преступник, совершивший грабеж с применением насилия по отношению к женщине, которая по возрасту годится ему в прабабушки.
Грабитель находился в следственном изоляторе около двух месяцев. При ознакомлении с материалами дела он то и дело тоскливо посматривал на зарешеченное окно, откуда проглядывался кусочек свободного неба. Дело в суде развалилось. На дополнительном допросе потерпевшая дала показания только о том, что у неё выхватили сумку, при этом каких-либо болевых ощущений она не испытывала. В суде женщина подтвердила свои показания, данные на втором допросе, отметив, что не помнит откуда в первоначальном протоколе появилась фраза о пережитой ею боли. Парень за решеткой ещё раз просил прощение у потерпевшей, сознавался в своей вине и клялся, что такого больше не повториться.
Суд с учетом мнения прокурора переквалифицировал действия подсудимого с ч. 2 п. «г»» ст. 161 УК РФ на ч.1 ст. 161 УК РФ и назначил ему наказание условно. Теперь он будет состоять на учете в местном управлении ФСИН и возможно даже приходить отмечаться к тому сотруднику, который его и задержал после совершения неудавшегося грабежа.