В современную эпоху развития капиталистического общества конкуренция растёт как на дрожжах, что вынуждает предпринимателей искать поставщиков через интернет и пренебрегать такими не нужными формальностями, как подписанный договор.
Понять такое положение можно! Ведь «время — деньги». Да и потом, как в таких случаях говорят: «Да мы сто раз так делали! Всё нормально будет!». Но иногда отлаженная схема даёт сбой.
ООО «Ромашка» — небольшая строительная фирма, выполняет работу разную: от мелких частных ремонтов, до весьма солидных подрядов. Для одного такого подряда срочно потребовались металлоконструкции. Так как под рукой их не оказалось, пришлось искать поставщика в другом регионе, который нашёлся в Москве.
Обговорив формальности по электронной почте, поставщик сбросил счёт на кругленькую сумму и обещал поставить товар в течение трёх дней после оплаты. Счёт оплачен в тот же день, деньги перечислены.
Прошло три дня — товара нет. Через неделю ситуация не изменилась. На телефонные звонки и письма поставщик отвечать перестал, деньги не возвратил.
С вопросом «Что теперь делать и как вернуть деньги?» ко мне обратился директор ООО «Ромашка». На что был предложен следующий вариант решения вопроса:
1) обращение в суд с требованием о взыскании денег;
2) искать должника и деньги в ходе исполнительного производства.
Отсутствие договора в данном случае не создало препятствий для обращения в суд:
- — соблюдаем досудебный порядок (направляем претензию) согласно ч.5 ст. 4 АПК РФ - ждём 30 календарных дней;
- — а ст.1102, 1107 ГК РФ подсказывают о том, что у поставщика возникло неосновательное обогащение в размере полученной суммы, которое он обязан возвратить.
Исковое заявление составлено и подано в Арбитражный суд г.Москвы по месту нахождения ответчика. Дело рассмотрено в упрощённом порядке без вызова сторон. Как итог, с поставщика взыскана сумма основного долга, проценты за пользование денежными средствами, расходы на уплату государственной пошлины.
Как видно, первый этап прошёл гладко, а работа по второму этапу ещё предстоит.
Положение ООО «Ромашка» незавидное, ведь деньги можно и не вернуть. Но дорогу осилит идущий, и каждому, кто попал в аналогичную ситуацию, предстоит решить: попытаться вернуть свои деньги или оставить их «жуликам» и опустить руки. Тем, кто отказывается сдаваться, адвокат (юрист) сделает всё возможное, чтобы помочь.
В заключение хотелось бы отметить, что если в Вашей работе ну никак не обойтись без оперативных способов поиска поставщиков или покупателей и предварительно заключить договор не позволяют сроки, то в целях профилактики возникновения неприятных ситуаций необходимо:
1) проверять контрагента на сайте налоговой, получив свежую выписку из ЕГРЮЛ — там можно увидеть: когда фирма создана, где зарегистрирована, достоверный ли этот адрес, кто директор и учредитель, проводится ли реорганизация или ликвидация фирмы;
2) проверить контрагента на сайте картотеки арбитражных дел - там можно увидеть, с кем фирма судится, где выступает истцом, а где ответчиком, не находится ли она в стадии банкротства.
3) проверить контрагента в банке исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов — там можно увидеть, какие суды он проиграл и какие имеет долги;
4) запросить у контрагента решение о назначении директора или доверенность на лицо, с кем ведёте переговоры — если фирма активно работает, то сканы этих документов предоставить не будет проблем, они всегда под рукой, получив их вы будете понимать, что общаетесь не с абстрактным лицом.
Принятие таких минимальных мер позволит Вам понять, что представляет из себя потенциальный покупатель/поставщик, и избежать многих проблем.