Центральный районный суд г. Челябинска 03.04.2019 вынес обвинительный приговор в отношении двух женщин. Моя подзащитная была признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 239 УК РФ и п.«а» ч.3 ст. 111 УК РФ.
По мнению обвинения, осужденные, объединившись в некоммерческую организацию, посягающую на личность и права граждан, умышленно, желая причинить тяжкий вред здоровью, проводили обряды в отношении потерпевшей, которые вызвали зависимое расстройство личности.
Правоохранителей не смутило, что подобные обряды проводились, по разным оценкам, в отношении еще 200-300 человек (при таких обстоятельствах непонятно почему не было предъявлено обвинение в покушении на причинение тяжкого вреда здоровью остальным посетителям подсудимых).
Проведенной судебно-психиатрической экспертизой было «установлено» наличие «зависимого расстройства личности» у потерпевшей, которое развилось в результате посещения подсудимых и участия в проводимых ими обрядах. Судебно-медицинские эксперты «установили», что данное психическое расстройство причинило тяжкий вред здоровью потерпевшей.
Суд не обратил внимания на доводы защиты о том, что психическое расстройство может быть признаком тяжкого вреда здоровью, только если явилось следствием причиненной травмы, но не само по себе.
К сожалению, обе осужденные отказались обжаловать приговор, поэтому неизвестно какие решения были бы приняты в вышестоящих инстанциях.
Насколько мне известно, в том числе из статьи уважаемого Туманова Э.В. Праворуб: Тяжкий вред здоровью при психическом расстройстве – пункт Медицинских ..., это не единственное подобное дело на просторах нашей страны. И если сформируется практика осуждения по ст. 111 УК РФ за причинение психического расстройства без нанесения травмы, то привести это может к интересным последствиям. Например, любое лицо, которого участие в следственных действиях или судебных заседаниях довело до психического расстройства (а их перечень довольно обширен – выбирай на любой вкус, а МКБ-11 и переутомление отнесено к их числу), может смело подавать заявления о привлечении соответствующих должностных лиц к уголовной ответственности.