Налоговые инспекции очень любят различные мероприятия по предкошмариванию налогоплательщиков.
Предкошмаривание — процедура, проводимая налоговым органом в случае, если нет оснований кошмарить (нет налоговых разрывов, нет претензий по камеральным налоговым проверкам, нет результатов предпроверочного анализа достаточных, для открытия выездной налоговой проверки).
О том, как отвечать и как реагировать на околозаконные и квазиправовые требования налоговых органов были материалы:
- Препарируем запрос из контрольно-аналитического отдела (КАО) ИФНС России
- Налоговые разрывы. Пояснения налогоплательщика. Вежливый отказ в «хотелках» налоговой
Но, «комиссии» продолжают работать, ведь предкошмаривание — отличный без хлопотный способ увеличить показатели работы налоговиков, не заморачиваясь с оформлением документов, предусмотренных налоговым кодексом.
В описываемом случае, налоговый орган заинтересовался расходованием подотчетных денежных средств.
В случае, если «интерес» развивается по нормам НК РФ, то правам налогового органа на истребование информации и проведение проверочных мероприятий, начинают корреспондировать соответствующие этим правам обязанности по оформлению необходимых документов, соблюдению установленных сроков, обеспечению прав и законных интересов налогоплательщика.
Долго, скучно, неинтересно.
А нужно быстро и с «огоньком». Как? Да просто.
«Комиссия по легализации налоговой базы» — орган, который (вроде как) действует в соответствии с главой 14 НК РФ, но в самой главе никак не поименован. Есть письма Минфина, ФНС, многие из которых уже утратили силу, но к статьям 88, 89, 90 — 105 НК РФ, такая комиссия имеет весьма и весьма отдаленное отношение.
Сам термин действительно внушает опасение, т.к. приглашение на такую комиссию несет риски для налогоплательщика.
Ведь пригласили — значит есть потребность в легализации. Потребность, о которой не знает налогоплательщик, но осведомлена комиссия.
Нагоняем жути дальше.
Повестка дня комиссии (дословно, исключено только наименование и ИНН налогоплательщика):
Заслушивание представителя организации налогоплательщика ИНН по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности организации во вопросам, связанным с пресечением сомнительных финансовых операций, в т.ч. операций по «обналичиванию» денежных средств. Заседание проводится во исполнение Протокола расширенного заседания Коллегии по данному вопросу в целях побуждения к добровольному уточнению налоговых обязательств.
Дальше — по итогам заседания «комиссии» налогоплательщику предложено добровольно (!) предоставить документы:
— предоставить документы, подтверждающие расходование наличных денежных средств.
— уточнить налоговые обязательства по расчету сумм НДФЛТ.е. без выставления требования налогового органа. Все, абсолютно все — добровольно, на паритетных началах.
А значит — никакой ответственности налогового органа, ведь все, что делает налогоплательщик, он делает по своей собственной инициативе.
К сожалению, дело ко мне попало уже после комиссии и после того, как часть документов, вне проверочных мероприятий, без выставления требования налогового органа, была отвезена в инспекцию.
На этом работа «комиссии» была пресечена.
Были оформлены и представлены необходимые пояснения.
Есть претензии — предъявляйте по нормам НК РФ. Нет претензий — оставьте в покое.
Резюме:
В настоящее время создан информационный фон, согласно которому, налогоплательщик не имеет никаких прав, тогда как инспекции позволено все.
В погоне за новостными дайджестами, налогоплательщики перестали даже открывать базовые нормативно-правовые документы.
А ведь «сарафанное радио» — не лучший способ получения актуальной информации. Участники «сарафана», как правило придерживаются коррупционного способа решения налоговых проблем и именно для этого нагоняют жути.
Судебная практика уже давно не в пользу налоговых органов, которые в виду деградации досудебного урегулирования налоговых споров, разучились писать нормальные акты налоговых проверок, проводить проверочные мероприятия, результаты которых устоят в суде.
«Выездники» спихивают все на правовое управление. Аналитику пишет уже контрольное управление. Никакой ответственности, если проверка проведена «тяп ляп». Никакой ответственности, если нормальный материал проигран в суде. Никакой перепроверки цифр, которые публикует контрольное управление.
Просто — информационный фон, согласно которому нужно платить, иначе «будет хуже». Плюс разгул коррупционеров, которых регулярно, постепенно и последовательно отлавливают, сажают, но алчность которых всегда побеждает страх и элементарное чувство самосохранения.
Так зачем резать себя добровольно, как барашка или, того хуже, становится участником коррупционного преступления?
Если налоговый орган имеет законные основания «откусить» свое, то он непременно это сделает, без какой-либо экономии для налогоплательщика. А вот если оснований нет, то тут как раз и начинаются предложения «сэкономить».