«Нет большей мудрости, чем своевременность» (Фрэнсис Бэкон)
Л.А. являлась собственником земельного участка и дома, расположенного в Саратовской области.
После смерти Л.А. в 2018 г., ее сын – А.В. не обращался к нотариусу для оформления наследованных прав.
В 2019 г. А.В. умер. В установленный 6-ти месячный срок, его дочь – Е.А. обратилась с заявлением об открытии наследства, по результатам рассмотрения которого, нотариусом выдан отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с тем, что «….А.В. не является собственником спорного имущества, собственником земельного участка и дома является Л.А., умершая в 2019 г.»
Исковое заявление об установлении факта принятия наследства. Решение Саратовского районного суда Саратовской области
По общему правилу, установленному ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ:
признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу пункта 36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»:
под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве доказательств, совершения А.В. действий, свидетельствующих о его фактическом принятии наследства после смерти Л.А., нами представлено следующее:
1. А.В. и Л.А. на день открытия наследства проживали совместно и вели общее хозяйство.
Факт вселения А.В. своей матери — Л.А. в квартиру, был установлен решением Волжского районного суда г. Саратова 2016 г.
2. А.В. производил оплату коммунальных услуг за жилой дом, принадлежащий Л.А.
По данной категории дел, судом учитывается только оплата расходов на содержание наследственного имущества, произведенная наследником, в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя. (пункт 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9)
3. А.В. принял меры по сохранности наследственного имущества.
Данное обстоятельство было подтверждено чеками о приобретении сетки рабица, столбов, шифера для обеспечения сохранности земельного участка и дома, расположенного в Саратовском районе.
4. Показания свидетеля о пользовании А.В. домом и его содержании после смерти Л.А.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 11 августа 2020 г. исковое заявление Е.А. было удовлетворено:
- Установлен факт принятия А.В. наследства, оставшегося после смерти в 2018 г. Л.А.;
- За Е.А. признано право собственности на жилой дом и земельный участок.
С процессуальными документами можно ознакомиться ниже.
С уважением,
Сергеев Евгений Андреевич
тел.: 8 951 888 123 9
urist.firm@gmail.com