По вполне понятным причинам фамилии участников и некоторые сведения отпущены.
Хочу обратить внимание праворубцев на вот какие обстоятельства.
ДТП, унёсшее жизни двух человек, произошло 20 августа с.г., а уголовное дело до сих пор не возбуждено. А чем следствие занималось целых 40 (Сорок!) дней? За это время любое ДТП можно качественно расследовать, уж это-то я знаю из собственной немалой практики.
Вместо проведения автотехнического исследования (АТИ) в рамках доследственной проверки, следователь почему-то назначает автотехническую экспертизу, явно нарушая закон.
Ранее следовательша отказала заявителю в предоставлении информации, затрагивающей его права и свободы, по поводу чего 17.09.2014 им была подана жалоба по ст. 125 УПК РФ, которая судом до сих пор не рассмотрена. А ведь в названной норме срок рассмотрения жалобы определён: «…не позднее, чем через пять суток со дня поступления жалобы».
Интересно, что заказное письмо с жалобой поступило к месту назначения (по месту расположения районного суда) ещё 22.09.2014. Но в интернет-распечатке сайта «Почта России – отслеживание почтовых отправлений» «вылезло»: «Неудачная попытка вручения 22.09.2014». (Понедельник – день тяжёлый…), причины невручения «Временное отсутствие адресата». Это как понимать? Весь районный суд выехал на пикник? Так не воскресный день был, или это – последствия «после вчерашнего»? Из-за чего письмо было вручено адресату, т.е. сотруднику районного суда только четыре дня спустя – 26.09.2014.
Выходит, и суд, и почтовое отделение пошли на поводу у следователя и надзирающего прокурора?
Не скрою своей причастности к написанию обеих жалоб заявителя в консультативном порядке. Полагаю, что в контексте приведённых документов излагаемое предстанет более объёмным, нежели в вольном пересказе. Думаю, придётся ввязаться в это дело со «взрывоопасными» намерениями и с вытекающими отсюда последствиями, типа: -Ух, как я зол! Тринитротолуол.
ЖАЛОБА №1
на постановление следователя (публикуется от лица заявителя)
Следователь СО МО МВД РФ… капитан юстиции М.Ф.Р-ва, рассмотрев моё «Заявление о предоставлении информации» по поводу ДТП, участником которого я стал 20.08.2014, вынесла постановление «Об отказе в удовлетворении ходатайства» от 24.08.2014.
С указанным постановлением я категорически не согласен, и оно подлежит отмене в судебном порядке, по следующим основаниям.
1. 20 августа 2014 года… в светлое время суток, на…км автодороги М-5 Уфа-Самара, произошло ДТП при обстоятельствах, указанных в моём объяснении от 20.08.2014, которое взял у меня начальник следствия Н-ов. Своё «Заявление» я дополнил следующими обстоятельствами, которые не указаны либо неполно отражены в отобранном у меня объяснении, а именно:
Я управлял своим грузовым автомобилем марки «ТАТRА»..., которым на жёсткой сцепке буксировал седельный тягач «HYUNDAI» HD 450 «TRAKTOR»… под управлением Г-ва. Буксируемый тягач был снабжён воздухом через шланг от моей машины, поэтому тормозная и рулевая системы на тягаче Г-ва работали исправно.
2. Относительно столкновения ТС изложено в моём объяснении, но там не отражено следующее:
При осмотре места происшествия (далее – ОМП) я присутствовал вместе с другим участником ДТП – гражданином Казахстана К-вым – водителем встречного автопоезда в составе седельного тягача DAF… с полуприцепом «KENPO 24»…
Именно с автопоездом К-ва столкнулся буксируемый мною тягач…, после чего К-ов столкнулся ещё с одним автомобилем – «VOLKSWAGEN GOLF»… под управлением Х-ва, в результате чего Г-ов и Х-ев погибли.
Однако при наличии таких тяжких последствий аварии, ни мне, ни водителю К-ву не дали на подпись никаких документов – ни протокол ОМП, ни схему ДТП.
Также в нашем присутствии (моём и К-ва) сотрудники полиции осматривали повреждённые ТС, фотографировали, делали замеры, а при этом мне давали держать рулетку.
То есть я конкретно участвовал в осмотрах на месте ДТП. Однако меня и водителя К-ва не внесли в протоколы и не дали на подпись никаких документов.
3. Являясь непосредственным участником ДТП, я, безусловно, заинтересован в исходе дела. Поэтому тот факт, что меня не включили в процессуальные документы по осмотру места ДТП и осмотру ТС, является грубым нарушением моих прав. Полагаю, это было сделано с тем расчётом, чтобы помешать мне (равно как и К-ву) в защите своих процессуальных прав в дальнейшем.
4. Как мне известно из опыта своей водительской работы, присутствующие при ОМП лица, в том числе – непосредственные участники ДТП, в обязательном порядке включаются в протокол ОМП для соблюдения объективности. В противном случае, без участия водителя в процессе осмотра могут быть собраны или сфальсифицированы «доказательства вины» против него. Я имею веские основания полагать, что сотрудники органов полиции со мной поступают подобным же образом, нечестно и противоправно.
5. В ходе осмотра из реплик сотрудников ГИБДД мне стало понятно, что они считают меня виновным в ДТП, с чем я категорически не согласен, т.к. я не виновен в ДТП и действовал в соответствии со всеми требованиями ПДД РФ.
У меня было получено указанное объяснение, которое я подписал, а также подписал талон о моей проверке на алкоголь. Каких-либо других подписей в ходе оформления ДТП я не оставлял, и с какими-либо иными документами ДТП меня не знакомили, никаких прав мне не разъяснили, что я считаю прямым нарушением своих прав, в том числе – права на защиту.
6. В моём Заявлении говорилось: В ходе осмотра места происшествия я обращал внимание сотрудников ГИБДД, что между проезжей частью и обочиной на месте ДТП имелся перепад высотой около 15 см, который начинался от продолговатой заплаты на асфальте размерами примерно 1,1 х 08 м и высотой около 8 см. Протяжённость высотного перепада (ок. 15 см) вдоль дороги составляла примерно 8-10 м и оканчивалась бугром высотой около 10 см. Именно от этого бугра и вёл след тягача «HYUNDAI» к месту столкновения. Именно на этом месте по моему требованию были сделаны замеры, где я держал рулетку, т.е. участвовал в осмотре. Я предполагаю, что эти неисправности дорожного полотна могли привести к выбросу автомобиля Г-ва на встречную полосу.
22.08.2014 я вместе с сыном Д. выехали на место происшествия и зафиксировали эти неисправности дороги фотосъёмкой с помощью рулетки и строительного уровня; фотоснимки будут представлены суду при рассмотрении жалобы.
7. Также я указывал в своём Заявлении, что среди очевидцев ДТП был водитель а/м NISSAN из 86-го региона (ХМАО), который двигался за нашей сцепкой. У этого водителя в автомобиле был видеорегистратор, на котором было зафиксировано, как полуприцеп Г-ва «закусил» обочину, появилось облако пыли, потом тягач «мотануло» и выбросило на «встречку». Из этого можно сделать вывод о том, что причиной ДТП стали ненадлежащие дорожные условия.
Поэтому я настаивал на дополнительном и незамедлительном осмотре места ДТП с моим участием, для фиксации указанных дорожных дефектов, т.к. работники дорожной службы могут их устранить.
8. Кроме того, по моему звонку на место ДТП из Бугульмы приехал работодатель Г-ва по имени Денис (и с ним ещё двое мужчин), которые снимали место ДТП на камеру сотового телефона. Считаю, что этих людей также необходимо опросить, а сделанные ими фотоснимки – приобщить к делу.
9. Поскольку на буксируемой мною автомашине погиб человек, а сотрудники полиции высказывают мнение о моей виновности, то я предполагаю, что, в конечном счёте, меня могут обвинить в произошедшем ДТП, поэтому мне и не предъявили на подпись никаких документов. В моих устных просьбах выдать хотя бы схему ДТП, мне было отказано на том основании, что якобы я не участвовал в осмотрах на месте ДТП, что не соответствует действительности. А в довершение этого беззакония следователь Р-ва вынесла обжалуемое необоснованное постановление.
10. Таким образом, описанные выше действия следователя Р-вой нарушают мои конституционные и процессуальные права и реально преграждают мне доступ к правосудию, т.к. ни по одному из указанных выше обстоятельств, которые являются существенные для дела, следователем не дана правовая оценка.
Необоснованно отказывая мне в предоставлении информации по ДТП, которая конкретно затрагивает мои права и свободы, следователь Р-ва нарушила требования ст.ст. 24, 29 Конституции РФ, несмотря на то, что такие действия должностного лица наказуемы по ст. 140 УК РФ.
На основании ст. 125 УПК РФ, ПРОШУ:
1. Проверить законность и обоснованность действий (бездействия) следователя… капитана юстиции Р-вой, при вынесении ею постановления «Об отказе в удовлетворении ходатайства» от 24.08.2014, по всем приведённым выше доводам.
2. Признать действия (бездействие) следователя незаконными и необоснованными, и обязать руководителя следственного органа ОТМЕНИТЬ постановление следователя… и удовлетворить мои ходатайства, изложенные в моём заявлении.
17 сентября 2014 года. Заявитель: Ми-зов
ЖАЛОБА №2
на действия (бездействие) следователя
(в порядке ст. 125 УПК РФ)
Следователь СО МО МВД РФ «Кля-ский» капитан юстиции М.Ф.Р., за сопроводительным письмом №96/56… от 16.09.2014, направила мне (заявителю Ми-зову – А.К.) почтой вынесенное ею постановление «О назначении комиссионной автотехнической экспертизы» от 16.09.2014.
Действия (бездействие) следователя Р-ой при вынесении ею данного постановления являются незаконными и необоснованными, подлежащими проверке в судебном порядке и отмене постановления, по следующим основаниям.
В «шапке» постановления, в обоснование его вынесения указано: «…рассмотрев материалы проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 20.08.2014 на…км автодороги М-5 Урал… на территории Камышлинского района Самарской области».
Я был участником данного ДТП, однако ни в сопроводительном письме, ни в тексте обжалуемого постановления не указан мой правовой статус. Хотя из контекста указанных документов видно, что орган предварительного следствия считает меня подозреваемым в совершении данного ДТП, т.е. преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ. В противном случае, мне не было бы направлено «для ознакомления» указанное постановление о назначении судебной экспертизы.
Между тем, уголовное дело по данному факту до сих пор не возбуждено, откуда следуют:
Вывод №1. Постановление о назначении комиссионной автотехнической экспертизы (далее – АТЭ) незаконно, т.к. следователь Р-ва вынесла его не в рамках уголовного дела, а по «материалу проверки, зарегистрированному в КУСП ОП № 56 МО МВД России… за №…от…».
(см. п. 3 постановления – о предоставлении материала в распоряжении эксперта).
В соответствии с требованиями Уголовно-процессуального закона, любая судебная экспертиза, в том числе и АТЭ, является следственным действием и может назначаться и проводиться только по возбужденному уголовному делу.
Вывод №2. Так как постановление о назначении АТЭ вынесено «…на основании ст.ст. 195 и 199 УПК РФ», то следователь Р-ва грубо нарушила требования этих правовых норм, а именно:
— часть 3 статьи 195 УПК РФ предусматривает: «Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника…, и разъясняет им права, предусмотренные ст. 198 настоящего кодекса. Об этом составляется протокол, подписывается следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением».
Однако я (т.е. заявитель) не допрашивался как подозреваемый, и не мог быть допрошен в таком качестве, поскольку уголовное дело не возбуждено, а допрос является следственным действием.
Поэтому я (заявитель) до сих пор не обладаю правами, предусмотренными ст. 46 УПК РФ.
Также мне не были разъяснены мои права, предусмотренные 198 УПК РФ, и об этом не составлялось никакого протокола, поскольку уголовного дела нет.
— статья 199 УПК РФ озаглавлена: «Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы». Однако вместо предписанных законом «материалов уголовного дела», следователь Р-ва направляет на судебную экспертизу материалы доследственной проверки, что однозначно указывает на незаконность её действий и требует отзыва незаконно назначенной экспертизы.
Кроме того, следователь Р-ва назначила «комиссионную» АТЭ, что регламентировано ст. 200 УПК РФ. Однако в её постановлении эта норма закона даже не упомянута и не приведено каких-либо оснований для назначения именно «комиссионной» судебной экспертизы, впрочем, что и так было бы незаконным даже при соблюдении этих требований.
Очевидно, следователь Р-ва полностью игнорирует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь собственным субъективным пониманием закона.
В постановлении следователя Р-вой содержатся и другие грубые процессуальных нарушения норм, проистекающие из предыдущих её нарушений, о чём подробно будет представлено суду пояснение при рассмотрении настоящей жалобы по существу.
Таким образом, действия (бездействие) следователя Р-ой напрямую нарушают мои конституционные и процессуальные права и реально преграждают мне доступ к правосудию, т.к. постановление о назначении АТЭ вынесено с грубыми процессуальными нарушениями.
Данную жалобу надлежит рассматривать с учётом решения суда по аналогичной моей жалобе от 17.09.2014 на другие действия (бездействие) следователя Р-вой, что приобретает системный (заказной) характер заведомого «назначения» виновным, независимо от доказанности моей вины, с многочисленными нарушениями закона.
На основании ст. 125 УПК РФ, ПРОШУ:
1. Проверить законность и обоснованность действий (бездействия) следователя СО МО МВД РФ… капитана юстиции Р-вой, при вынесении ею постановления «О назначении комиссионной автотехнической экспертизы» от 16.09.2014, по всем приведённым выше доводам.
2.Признать действия (бездействие) следователя незаконными и необоснованными, и обязать руководителя следственного органа ОТМЕНИТЬ постановление следователя…»О назначении комиссионной автотехнической экспертизы» от 16.09.2014, а в случае отмены постановления – отозвать производство экспертизы.
30 сентября 2014 года.
Заявитель: М.Ф.Ми-зов