Продолжаем бороться с адвокатским унынием. И с искусственным созданием этого уныния правоприменителями, создающими «кривую» практику, а потом этой практикой нас пугающими. И ведь многие пугаются.
Как часто мы слышим от следователя, что они «таких» дел уже десяток в суд направили? Типа, даже не пытайся, адвокат. А начинаешь разбираться — и вовсе эти дела не «такие». И если действительно разбираться, «таких» дел не существует вовсе — каждое индивидуально, важно эту индивидуальность увидеть, что уже зависит только от труда адвоката.
Как часто мы слышим от судей, что «у нас всегда по этому вопросу так делается»? Типа, ну и что, что в законе написано иное. И ведь многие ведутся. И прогибаются. А почему? Потому что боятся судью? И не знают, как боится сам судья?
Иногда для всякого рода порочной практики условия создает законодатель. Страшные нормы были приняты в 2013 году для борьбы с педофилией, когда разрешили не допрашивать в суде потерпевшего — достаточно огласить протокол его следственного допроса (ч.6 ст. 281 УПК РФ). А как этот протокол пишется, мы прекрасно понимаем.
Итого, схема посадки любого человека на 12-20 лет (ч.4 ст. 132 УК РФ) упростилась донельзя:
- следователь составляет протокол допроса ребенка (например, со слов родителя),
- к делу прикладывается какая-нибудь справка о ранимой психике ребенка, которой может быть причинен вред его участием в суде,
- также прикладывается экспертиза о том, что ребенок ко вранью не склонен,
- все эти документы оглашаются в суде.
Этого достаточно для обвинительного приговора со сроком, превышающим наказание за убийство. Оспорить содержание этих документов у адвоката возможности нет. Гарантированная тюрьма надолго. Это ли не повод для уныния?
Но нет. Вот что написал Второй кассационный суд общей юрисдикции по одному из моих дел:
То есть, оказывается, описанная выше схема работает не всегда, и самоуверенность следователей, прокуроров и судей, заявляющих «огласим, и вся недолга» — это именно что самоуверенность, которая может им боком выйти.
П. С. Нет, это не везение, хотя на такое основание отмены решения нижестоящего суда я не только не рассчитывал — я его даже не закладывал в кассационную жалобу (полсотни листов) по описанным выше причинам. Продавил я суд в другом месте, а вылезло в этом.
Но главное, чего ради пишу — нет никаких аксиом, даже если они нам кажутся. Даже если нас этими псевдоаксиомами пугают. И ведь кто пугает? Следователи, судьи — обычные рядовые чиновники, не самые умные, не самые образованные (про некоторых и вовсе складывается впечатление, что диплом они в подземном переходе купили) — те самые, которые потом за это же огребают от вышестоящих, как в данном случае. Давайте думать своей головой, а не их дурацкими шаблонами.