Полагаю, что не открою большого секрета в том, что нарушения Закона «О защите прав потребителей» (далее – «Закон»), за последние годы стали носить более изощренный, я бы сказал, утонченно-издевательский характер, когда, внешне, все кажется чинным и благопристойным, а вот, если немного разобраться в существе этой самой благостной картины вопроса, то открываются такие глубины «изысков» в области игнорирования прав потребителей, что проникаешься, даже, каким-то противоестественным уважением, сродни тому, что испытываешь к мастерству карточного шулера.

В качестве примера возьмем практику торговли некоторыми официальными дилерами продукцией под торговой маркой немецкого производителя электроприборов, водонагревателей и отопительных приборов «Stiebel Eltron».

О самой продукции ничего плохого сказать не могу, но вот к, т.н., «дилерам», торгующим на территории РФ этой продукцией, как говорят наши процессуальные противники в погонах, «есть вопросы».

Согласно абз. 5 ч. 2 статьи 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), включая информацию о гарантийном сроке.

Но ряд, т.н. «официальных дилеров», ссылаясь на производителя, к слову, находящегося в Германии, эту обязанность выполнять не собираются, возлагая на покупателя непосредственно обращаться на сайт производителя, чтобы тот зарегистрировал у себя проданный товар, после чего направит покупателю подтверждение, что, мол – согласен с тем, что купленный товар произведен мной, и гарантия на него предоставлена.

Чтобы вышесказанное не выглядело голословным, приведу условия, взятые с сайта «официального дилера» о предоставлении гарантии дословно.

Каждая единица отгружаемой продукции обеспечена бесплатным гарантийным обслуживанием в официальных сервисных центрах в течение гарантийного периода. С 3 февраля 2020 года на всю продукцию STIEBEL ELTRON введена система электронной онлайн-регистрации расширенной гарантии, сроки гарантийного обслуживания в этом случае составляют в зависимости от типа оборудования от 1 до 10 лет (см. таблицу ниже). На упаковке прибора находится QR-код, направляющий на страницу регистрации гарантии онлайн. Оформить онлайн-регистрацию расширенной гарантии необходимо в течении 6 месяцев со дня покупки. Гарантия на технику, не зарегистрированную в системе электронной регистрации, составляет 1 год при предъявлении чека.

В данном случае мы имеем явное нарушение Закона – обязанность по получению информации о проданном товаре, а именно – наличии гарантии, предоставляется лишь при условии выполнения покупателем определенных действий в том числе, с использованием QR-кода.

А теперь представьте себе ситуацию, когда товар приобретен для установки  в доме, расположенном в деревне, где доступность к интернету – дело неопределенно отдаленного будущего, у покупателя нет смартфона, он смутно представляет себе, что такое QR-код – список аналогичных вопросов можно продолжать — что тогда?

Я уж не говорю о том, что обязывая покупателя совершить действия для получения информации, которая должна быть предоставлена ему безо всяких условий, сам изготовитель не принимает на себя никаких обязательств по регистрации приобретенного товара, выпущенного под его торговой маркой.

Если же и далее внимательно изучить гарантийные обязательства изготовителя на приобретенный товар, то читаем:  Гарантийный талон действителен только в оригинале с отметкой о модели, дате и месте продажи, с подписью продавца и штампом торгующей организации. 

Давайте попробуем ответить на вопрос – каким образом покупатель, при условии выполнения требований по электронной регистрации на сайте производителя, сможет получить этот самый оригинальный гарантийный талон со всеми его реквизитами, включая штамп торгующей организации, если, как производитель, так и продавец, на этот предмет хранят молчание? 

Никакого гарантийного талона при покупке, как это я указал выше, вы не получите, то есть, пока вами не выполнены навязанные вам условия получения гарантии, по мнению продавца, у вас ее нет.

Такое условие, по нашему мнению, следует отнести к недопустимым условиям договора, поскольку оно  ограничивает ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по основаниям, не предусмотренным законом (п.4 ч.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Кроме того, нельзя исключать, что приобретенный товар, как фирменный, может оказаться и контрафактным, тогда у производителя есть все основания отказаться от выдачи каких-либо гарантий.

Этот риск вполне может быть обоснован, поскольку из всех документов, скажем, на водонагреватель «Stiebel Eltron», покупатель получает лишь товарный чек и инструкцию по его эксплуатации – прочую информацию покупатель должен выискивать на просторах интернета.

Таким образом, покупатель, приобретая товар, в случае выявления его недостатков, которые не могли быть выявлены при покупке может рассчитывать только на обещание продавца обеспечить гарантию только на год.

А вот здесь выявляется следующее нарушение Закона – дело в том, что производителем установлен гарантийный срок на комплектующие выпускаемой им продукции, и составляет он – 2 года на составляющие электрической части и 5 лет на водосодержащую емкость, потому установление меньшего гарантийного срока продавцом, даже, если покупатель не прошел ту самую «электронную регистрацию» гарантии, является незаконным.

Это утверждение подтверждается  Приказом МАП РФ от 20.05.1998 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ „О защите прав потребителей“ (в ред. от 11.03.1999). В нем разъясняется, что в случае, если продавец в нарушение указанного выше правила установит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель дает гарантию 6 месяцев, а продавец 30 дней), то независимо от установленного продавцом срока потребитель вправе предъявить к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ  (ст.18 Закона „О защите прав потребителей“), если недостатки в товаре выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (в данном примере 6 месяцев).

Есть ли способы борьбы со столь явными нарушениями требований Закона?

Разумеется; если исключить самый простой способ – не покупать продукцию там, где права потребителя нарушаются; к сожалению, в текущей ситуации выбор возможностей приобретения импортной продукции по вполне очевидным причинам ограничен — на накладной, копии товарного чека, иных копиях документов, остающихся у продавца за подписью покупателя о приеме продукции (товара), можно указать, что гарантийный талон на товар не выдан, что уже является подтверждением нарушения прав потребителя.

В случае же неисправности оборудования, возникшей в период срока действия гарантии от продавца, покупатель может ссылаться именно на гарантийный срок, установленный продавцом, вне зависимости – зарегистрировал ли он приобретенное им оборудование на сайте, как это от него требовал продавец, или нет.

Тот вывод следует из анализа п.1 ст.19 Закона, в силу которого потребитель вправе предъявить к продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем

С уважением Адвокат Николаев А.Ю.

т.  901 5437518

Цитаты и изображение взяты из открытого источника – сайта https://se-gmbh.ru/garantia.html

Автор публикации

Адвокат Николаев Андрей Юрьевич
Королев, Россия
Адвокат, руководитель Центра судебных экспертиз при ГРА.
Специализация: уголовные дела в сфере экономики, корпоративное право, защита прав потребителей.

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Николаев Андрей, office74
  • 07 Декабря 2022, 05:33 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, все ухищрения продавцов и их замалчивание реальных условий гарантии рассчитаны именно на то, что покупатель просто махнёт рукой, не станет доискиваться до реальных условий и купит новый товар взамен сломавшегося, даже не вспомнив про гарантию. 
    Однако, если у покупателя есть желание отстоять свои права, все ухищрения недобросовестных торговцев отметаются судами в силу ч. 1 ст. 16 ЗоЗПП, поскольку: 
    Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

    +7
    • 07 Декабря 2022, 07:59 #

      Уважаемый Иван Николаевич, так-то оно так, но, как говорится, «есть нюансы» — предоставление гарантии на импортный товар не обязанность, а право продавца, к тому же в ЗоЗПП (ст.5) говорится об обязанности указания срока гарантии, а не ее предоставлении.
      Проблема в другом — многие зарубежные производители считают, что российские законы писаны не для них, и формируют собственное «правовое поле», на котором действуют по созданным ими правилами вместе со своими «официальными дилерами».

      +3
  • 09 Декабря 2022, 08:42 #

    Каждая единица отгружаемой продукции обеспечена бесплатным гарантийным обслуживанием в официальных сервисных центрах в течение гарантийного периода. С 3 февраля 2020 года на всю продукцию STIEBEL ELTRON введена система электронной онлайн-регистрации расширенной гарантии, сроки гарантийного обслуживания в этом случае составляют в зависимости от типа оборудования от 1 до 10 лет (см. таблицу ниже). На упаковке прибора находится QR-код, направляющий на страницу регистрации гарантии онлайн. Оформить онлайн-регистрацию расширенной гарантии необходимо в течении 6 месяцев со дня покупки.Гарантия на технику, не зарегистрированную в системе электронной регистрации, составляет 1 год при предъявлении чека.Уважаемый Андрей Юрьевич, не вижу никаких нарушений. Чек показал — получи гарантию в соответствии с законом о защите прав потребителей. Хочешь больше — пожалуйста зарегистрируйся.

    +1
    • 09 Декабря 2022, 12:18 #

      Уважаемый Сергей Равильевич,  Хочешь больше — пожалуйста зарегистрируйся. — больше чего? Того, что гарантирует производитель? Расширенную гарантию, вообще-то, может давать продавец, причем, это услуга платная. Если Вы внимательно читали публикацию и материалы по ссылке, то очевидно, что речь идет именно о базовой гарантии производителя.

      +1
  • 09 Декабря 2022, 13:18 #

    — больше чего?Уважаемый Андрей Юрьевич, исходя из Вашей цитаты: 
    сроки гарантийного обслуживания в этом случае составляют в зависимости от типа оборудования от 1 до 10 лет (см. таблицу ниже).в случае регистрации дополнительно к законной гарантии появляется «гарантийное обслуживание» в установленные (таблицей ниже) сроки.

    Публикацию естественно читал и мой комментарий относился к следующему тезису:
    обязанность по получению информации о проданном товаре, а именно – наличии гарантии, предоставляется лишь при условии выполнения покупателем определенных действий в том числе, с использованием QR-кодаОднако, базовая гарантия, предусмотренная ЗЗПП действует как обычно (по чеку), а в случае регистрации действует «расширенная гарантия». Если такая «расширенная гарантия» нужна, потребитель должен «пошевелиться». Если потребитель «пошевелиться» не желает, значит ему не нужна «расширенная гарантия», а соответственно и какой-то дополнительный документ.

    +1
    • 09 Декабря 2022, 21:36 #

      Уважаемый Сергей Равильевич, еще раз — никакой «расширенной гарантии», как правового определения, в природе не существует — это дополнительная и платная услуга со стороны продавца. Никаких обязанностей, связанных с получением гарантии, установленной производителем на изделие, или его комплектующие, ЗоПП на потребителя не накладывает, впрочем, выше, Уважаемый Иван Николаевич привел ссылку на ст.16 ЗоЗПП, поэтому повторяться не буду.

      +1

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Гарантия, как квест для покупателя» 3 звезд из 5 на основе 19 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации