Эта публикация является продолжением моей предыдущей статьи от 18.11.2022 на тему взыскания алиментов, осложненного нежеланием приставов-исполнителей что-либо предпринимать для того, чтобы, не только была погашена задолженность по алиментам за предыдущие периоды, но и чтобы взыскатель получал алименты ежемесячно и в размере, определенном вступившем в законную силу решением суда.
При том, что, лично у меня, участие в семейных спорах, вне зависимости от того, что явилось причиной этих споров, восторга не вызывает, интерес представляет только возможность построить относительно эффективную схему взаимоотношений со службой судебных приставов, для того, чтобы использовать ее в иных делах, например, по исполнительным производствам, возбужденных по делам, связанным с корпоративными спорами.
Как человек весьма ленивый, я стараюсь избегать личного посещения тех мест, где, во-первых, такое посещение малоэффективно; во-вторых, требует больших временных затрат; в-третьих, имеются альтернативные и более эффективные способы достичь желаемого результата.
Именно поэтому при общении со службой судебных приставов предпочитаю эпистолярный жанр, не смотря на довольно жесткие рамки, в которые поставил законодатель взыскателей и их представителей, не желающих мириться с обстановкой ленивой неги, в которой пребывает большинство представителей службы судебных приставов. Одно из слабых мест в возможности обжалования действий (бездействий) приставов исполнителей – сроки обжалования.
Например, согласно ст.122 ФЗ «Об исполнительном производстве», на жалобу на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.
Если же лицо не извещено о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Также, в 10-ти дневный срок обжалуются действия (бездействия) пристава-исполнителя в судебном порядке, по заявлениям, поданным в порядке административного судопроизводства (ч.3 ст. 219 КАС РФ).
Возможно, это странно прозвучит, но именно такие, весьма жесткие сроки обжалования стимулируют активность действий адвоката, направленных на постоянные напоминания приставу о необходимости выполнять его прямые обязанности. В предыдущей публикации я описывал одну из составляющей общей схемы «принуждения к труду» пристава-исполнителя через обжалование в порядке подчиненности (гл.18 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Каюсь – эту составляющую я рассматривал, как некую техническую часть общей задачи, не придавая ей особого значения, и делая упор именно на обжаловании в судебном порядке, в рамках КАС РФ, а также на жалобах в прокуратуру. Но, как оказалось, я был не совсем прав, и в этом меня убедило содержание постановления старшего судебного пристава об отказе в удовлетворении моей жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Это был тот редкий случай, когда отказ в удовлетворении жалобы доставил мне радости не меньше, чем, если бы эта жалоба была удовлетворена. Посудите сами – в поданной мною жалобе я просил признать незаконным бездействие пристава-исполнителя, не привлекшего к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35.1 КОАП РФ должника, в течение 2-х месяцев подряд не платившего алименты.
И что же отвечает мне непосредственный руководитель этого нерадивого пристава-исполнителя, мотивируя отказ в удовлетворении моей жалобы? Прежде всего, он сообщил мне, что должник был уведомлен о возбужденном исполнительном производстве спустя четыре месяца после его возбуждения, а коль он ничего не знал о том, что в отношении него возбудили исполнительное производство – какие могут быть претензии?
Но, позвольте — в соответствии с п. 17 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве», копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Чем, спрашивается, все это время занимался пристав-исполнитель? Ну, конечно, он делал запросы в банки, в МРЭО ГИБДД, Ростреестр, и т.д., разыскивая активы должника, но, как говорил герой одного известного мультфильма, этих мер «маловато будет». Ах, должник не проживал по месту регистрации, и потому не было возможности уведомить его о возбужденном исполнительном производстве?
Тогда, почему не приняты меры к розыску должника, как это предусмотрено, например, ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве»? По результатам ознакомления с постановлением об отказе в удовлетворении моей жалобы у меня возникло ощущение того, что я читаю объяснение бригадира, пытающегося объяснить, почему вверенная ему бригада, выйдя на объект, вместо того, чтобы работать, погрузилась в сладкий сон.
Но и некоторые элементы мистики, намекающие на то, что в службе приставов освоили возможности перемещения во времени, превращали скучный, канцелярский документ в занимательное чтиво. Например, я не могу дать рационального объяснения, каким образом должник, явившийся к приставу-исполнителю 24.11.2022 г., смог предоставить квитанцию об оплате алиментов от 30.11.2022 г.
Зато, теперь получен уникальный материал для уточнения административного искового заявления, которое еще суд не рассмотрел, а также для жалобы в прокуратуру. Вот так, с трудом, не побоюсь этих слов – стоном и скрежетом, постоянное эпистолярное стимулирование позволило повлиять на службу приставов, а ту, в свою очередь на должника, который, спустя три года после вступления в законную силу решения суда, и четыре месяца после возбуждения исполнительного производства, начал выплачивать алименты.
Но, как я писал вначале, работа со службой судебных приставов требует постоянного контроля над тем, чтобы отдельно взятый пристав вновь «не погрузился в анабиоз». Именно для этого я разработал запрос, который будет направляться в службу судебных приставов в первые дни каждого месяца.
В общей форме он выглядит так.
ЗАПРОС
о ходе исполнительного производства
В настоящее время в производстве Межрайонного отдела судебных приставов № ___________ находится исполнительное производство ___________________________ возбужденное __________ в отношении _________________________ о взыскании алиментов.
Как следует из содержания постановления об отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности, датированного 05.12.2022 г. следует, что задолженность по алиментам _______________________, по состоянию на _______________., составила ________ руб.
До настоящего времени алиментные платежи составили лишь __________ руб., что ущемляет права ______________________________________, в интересах которой взыскиваются алименты, и свидетельствует о неэффективной работе пристава-исполнителя.
На основании изложенного, и в соответствии с ч.2 ст.8 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п.п.2, 11, 14 и 15 Приказа ФССП России от 19.06.2020 № 475 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица», прошу сообщить о ходе исполнительного производства ______________________________, возбужденного __________________ г., в частности, какие дополнительные меры по взысканию алиментов приняты, кроме тех, которые указаны в постановлении об отказе в удовлетворении жалобы, поданной в порядке подчиненности от 05.12.2022 г., предприняты в настоящее время.
Думаю, нет необходимости уточнять, какие действия, и в какой срок будут предприняты в случае неполучения информации по направленному запросу.