Уголовная ответственность за заведомо ложные показания свидетеля (потерпевшего) предусмотрена ст. 307 УК РФ.
В силу п. 2 ч.2 ст. 74 УПК РФ показания свидетеля (потерпевшего) являются доказательствами по уголовному делу, т.е. сведениями, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Предмет доказывания или другими словами обстоятельства, подлежащие доказыванию, предусмотрены ст. 73 УПК РФ: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений ст.ст. 73-74 УПК РФ, свидетель (потерпевший) подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, лишь в случае сообщения им заведомо ложных сведений относительно обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу. Сообщение свидетелем (потерпевшим) пусть и ложных сведений, но не относящихся к предмету доказывания, состав преступления, предусмотренный ст. 307 УК РФ не образует.
Данный подход находит свое подтверждение и в судебной практике Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Обстоятельства дела: гражданка была осуждена по ч. 1 ст. 307 УК РФ к штрафу в размере 10 000 рублей в доход государства, с освобождением от наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Осужденная, будучи предупрежденной об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, в судебном заседании при производстве по другому уголовному делу дала показания, не соответствующие действительности. В частности, она пояснила, что при рассматриваемых судом обстоятельствах видела потерпевшего в агрессивном состоянии, с исходившим от него запахом алкоголя. Вместе с тем, осужденная не являлась очевидцем исследуемого события, поскольку находилась в это время на рабочем месте.
По мнению обвинения и суда первой инстанции, данные показания полностью искажали важные факты, имеющие значение для разрешения дела по существу и вынесения правосудного решения, вследствие чего, в действиях осужденной имелся состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 307 УК РФ.
Кассационная инстанция с таким выводом не согласилась, указав следующее:
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 307 УК РФ выражается в том, что свидетель, несмотря на предупреждение его об ответственности за заведомо ложные показания, сообщает органам предварительного расследования или суду не соответствующие действительности, искаженные сведения о фактических данных, имеющих доказательственное значение. Общественная опасность этих деяний заключается в том, что они препятствуют установлению истины по делу, вводят в заблуждение органы дознания, предварительного следствия и суд относительно действительных обстоятельств дела, что может привести к постановлению неправосудных приговоров и решений.
Таким образом, по смыслу закона, ложными являются только те показания, которые касаются существенных обстоятельств, относящихся в уголовном судопроизводстве к предмету доказывания, т.е. влияют на вынесение законного и обоснованного приговора, решения или иного судебного акта. Если в показаниях свидетеля содержатся ложные данные, не относимые к предмету доказывания либо иным существенным для правильного разрешения дела обстоятельствам, такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 307 УК РФ ввиду отсутствия общественной опасности деяния
Поскольку сообщенные осужденной суду сведения о состоянии потерпевшего относились к его личности, а не к фактическим обстоятельствам дела и предмету доказывания по уголовному делу, суд кассационной инстанции, следуя логике, указанной выше, пришел к выводу об отсутствии в деянии осужденной состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 307 УК РФ, прекратил производство по делу и признал за ней право на реабилитацию (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года по делу № 77-1283/2021).
Аналогичный подход встречается и еще в одном судебном акте — определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 года по делу № 77-54/2022.