Занимался и занимаюсь представительством интересов потерпевшей по уголовному делу, по фабуле которого больную COVID-19 пожилую женщину отказались лечить должным образом, в результате чего она умерла.
В уголовном деле нет допустимого заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы в учреждении, подведомственном Минздраву РФ (имеющееся признано по ходатайству потерпевшей (дочери умершей) недопустимым доказательством следователем в виду того, что экспертиза осуществлена и лицами, не работающими в этом государственном учреждении, и даже не являющимися экспертами, а только врачами – ч.2 ст. 199 УПК РФ).
Что касается произведенного назначения судебной экспертизы в Федеральном государственном казенном учреждении (ФГКУ) «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации», то оно было неправомерным, эксперты этого учреждения подлежат отводу в соответствии с п.п.2,3 ч.2 ст. 70 УПК РФ в виду нахождения в служебной зависимости от стороны, а также обнаружившейся некомпетентности экспертов этого ФГКУ. Мои доводы изложены в жалобе прокурору. Ее адаптированная для публикации на Праворубе часть и приводится в данной статье.
Надеюсь, что мои доводы помогут коллегам по аналогичным уголовным делам, в том числе и при «ломке» приговоров по делам с такими «экспертизами». Буду признателен и за указание на ошибочность моих аргументов.
Итак, к настоящему времени это ФГКУ, по сведениям ЕГРЮЛ, имеет лицензию Л041-00110-77/00634000 от 27 декабря 2022 года, на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») http://sec.sledcom.ru/news/17042023.html.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), «медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований…».
В соответствии со ст.58 этого же Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, экспертиза качества медицинской помощи является отдельным видом медицинских экспертиз, и не относится к числу судебно-медицинских экспертиз.
Таким образом, согласно лицензии, ФГКУ вроде бы вправе проводить медицинские экспертизы в виде судебно-медицинских экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи (ст.58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Однако, в действительности, фактическая компетенция экспертов указанного ФГКУ ограничена, поскольку они аттестуются лишь на производство судебно-медицинской экспертизы.
В частности, имеется действующий, подготовленный в недрах указанного ФГКУ, «Порядок определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации» на право самостоятельного производства судебных экспертиз», утвержденный Приказом СК России от 24.07.2020 № 77 «Об утверждении Порядка определения, пересмотра уровня квалификации и аттестации экспертов федерального государственного казенного учреждения «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации» на право самостоятельного производства судебных экспертиз» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2020 № 59230).
На основании пункта 9 этого Порядка, вопрос об определении уровня квалификации и аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы рассматривается на заседании экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК) …по… судебно-медицинской экспертизе (по специальности: «Исследование материалов, характеризующих оказание медицинской помощи, состояние здоровья, механизм образования, давность, тяжесть патологических процессов и повреждений»).
Указанные ведомственное определение, пересмотр уровня квалификации и аттестация экспертов, обусловлены требованиями ч.1 ст. 57 УПК РФ, согласно которой экспертом может быть лишь лицо, обладающее специальными знаниями.
В соответствии со ст.58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, повторюсь, экспертиза качества медицинской помощи является отдельным видом медицинских экспертиз, и не относится к числу судебно-медицинских экспертиз.
Согласно ч.1 ст.64 указанного Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
Таким образом, исследование экспертами материалов, характеризующих оказание медицинской помощи, другие приведенные действия в названных целях, не могут осуществляться экспертами ФГКУ «Судебно-экспертный центр Следственного комитета Российской Федерации», поскольку вопрос об определении уровня квалификации и аттестации экспертов на право самостоятельного производства экспертизы качества медицинской помощи, не рассматривается на заседании экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК), эксперты, таким образом, попросту не компетентны в производстве экспертизы качества медицинской помощи, которая не является судебно-медицинской экспертизой.
Между тем, по данному уголовному делу значение с точки зрения полноты и объективности расследования должны иметь именно результаты экспертизы качества медицинской помощи.
При издании упомянутого Приказа и Порядка надо было бы учесть требования приведенного Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, чего не произошло, хотя в указанном Порядке, утвержденном Приказом СК от 24.07.2020 № 77, отчасти использовался основной понятийный аппарат, содержащийся в ст.2 этого Федерального закона, а именно: «здоровье», «состояние», «медицинская помощь».
При этом на указанный Федеральный закон авторы Приказа и Порядка не сослались, его требованиями неправомерно не руководствовались. Не внесли авторы Приказа, а также Порядка, и соответствующие изменения, а также дополнения в эти акты, и с учетом упомянутой Лицензии Л041-00110-77/00634000 от 27 декабря 2022.
Указанные обстоятельства следователь обязан был установить и учесть при назначении повторной экспертизы, чего не сделал.
Исправлением положения было бы внесение в указанный Порядок дублирующей лицензию записи: вопрос об определении уровня квалификации и аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебной экспертизы рассматривается на заседании экспертно-квалификационная комиссия (ЭКК) …по… осуществлению экспертами медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Выходом из положения в данном случае является вынесение нового постановления следователя о назначении повторной комиссионной судебно-медицинской и экспертизы качества медицинской помощи в учреждении, имеющем (1)право на производство этих экспертиз, в котором (2)проверена и утверждена компетенция каждого из экспертов на производство этих двух видов экспертиз.
Изложенное однозначно свидетельствует о некомпетентности руководства указанного ФГКУ, не видящего разницы между судебно-медицинской, а также экспертизой качества медицинской помощи. Поскольку руководство учреждения не видит такой очевидной разницы, а таже с учетом того, что указанный ведомственный нормативный акт (Порядок, утвержденный Приказом), несмотря на его «бракованность», действует без изменений и применяется экспертами этого учреждения, изложенное свидетельствует и об однозначной некомпетентности всех «рядовых» экспертов указанного ФГКУ. В противном случае они добились бы правильного (законного) определения их компетенции.
К такому поведению экспертов должны были бы побудить требования ст.16 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Согласно этой норме, эксперт обязан составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта. В данном случае речь идет об экспертизе качества медицинской помощи, поскольку у экспертов указанного ФГКУ не определялся уровень квалификации на производство этой экспертизы, и они для ее производства не аттестовывались.
Насколько я знаю, в указанном ФГКУ уже известно о назначении повторной экспертизы, материалы для производства экспертизы туда уже направлены. По словам следователя, Председатель СК РФ запретил назначать экспертизы качества оказания медицинской помощи учреждениям здравоохранения. Об этом запрете сказано и в публикации в интернете по адресу https://vademec.ru/...litsenziyu-na-provedenie-sme/.
Несмотря на обязанность составить упомянутое мотивированное письменное сообщение, от экспертов ФГКУ следователю такое сообщение не поступало, о невозможности производства экспертизы качества оказания медицинской помощи следователю не сообщено.
***
Как указано в оспариваемом постановлении от 31.08.2023 заместителя прокурора района Х, «наличие либо отсутствие зависимости конкретного лица, привлеченного в качестве эксперта при производстве по уголовному делу, от сторон… устанавливается органом или должностным лицом, ведущим производство по этому делу, на основе его фактических обстоятельств».
Приведенные фактические обстоятельства установлены потерпевшей, являются новыми для данного уголовного дела. С изложением их потерпевшей в процессуальном документе, эти же обстоятельства следует считать установленными и следователем (если им не будут найдены заслуживающие внимания доводы, опровергающие наличие этих фактических обстоятельств).
При этом речь идет о том, что эксперты указанного ФГКУ, вынужденные подчиняться указанию Председателя СК РФ, должны принимать к производству экспертизы качества медицинской помощи, хотя в ведомственном нормативном акте не предусмотрена обязанность определять (пересматривать) уровень каждого из экспертов этого ФГКУ, а также аттестовывать их на право самостоятельного производства судебной экспертизы качества медицинской помощи, являющейся самостоятельным видом судебных экспертиз, отличным по закону от судебно-медицинских экспертиз.
Таким образом, налицо зависимость всех экспертов указанного ФГКУ от Председателя Следственного комитета Российской Федерации, который согласно ч.5 ст. 39 УПК РФ осуществляет полномочия руководителя следственного органа.
Согласно п.2 ч.2 ст. 70 УПК РФ эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон. В соответствии с п.47 ст. 5 УПК РФ, сторона обвинения — руководитель следственного органа.
Помимо этого основания все эксперты указанного ФГКУ подлежат отводу и в виду обнаружившейся их некомпетентности в производстве экспертиз качества медицинской помощи (п.3 ч.2 ст. 70 УПК РФ), поскольку в установленном порядке не определялся (пересматривался), уровень квалификации каждого из экспертов этого ФГКУ, а также их не аттестовывали на право самостоятельного производства судебной экспертизы качества медицинской помощи.
Изложенные фактические обстоятельства лежали на поверхности, по каждому уголовному делу следователь обязан буквально под микроскопом изучать возможность определения для производства экспертизы то или иное экспертное учреждение, дабы «не подставиться» под обоснованную критику сторон. В данном случае опытный следователь при очевидной необходимости определения полномочий указанного ФГКУ, законное и обоснованное решение о назначении повторной комиссионной судебно-медицинской и экспертизы качества медицинской помощи, не принял, «подставился» под критику потерпевшей, правомерно озабоченной изобличением виновных, что считаю еще одним доказательством наличия у него иной, прямой и личной заинтересованности в исходе данного уголовного дела в пользу лица (лиц), являющихся потенциальными обвиняемыми.
Если бы такой заинтересованности не имелось, опытный следователь не допустил бы риска признания недопустимым, как полученного с нарушением закона, важнейшего доказательства в виде заключения повторной экспертизы.
В пользу наличия такой заинтересованности свидетельствует и фальсификация следователем постановления о назначении повторной экспертизы, вынесенного «задним» числом, в связи с чем прокуратурой района копия моего обращения направлена «для проведения служебной проверки» в СУ субъекта федерации.
Сообщая об этом, прошу иметь в виду требования п. 1.14. Приказа Генпрокуратуры России от 17.09.2021 № 544 (ред. от 22.02.2023) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», которым обращено внимание подчиненных прокуроров «на соблюдение при назначении и производстве судебных исследований и экспертиз требований УПК РФ, в том числе касающихся обеспечения принципа независимости эксперта».
При указанных обстоятельствах утверждение Вашего заместителя том, что «каких-либо нарушений норм закона при назначении комиссионной судебно-медицинской экспертизы не установлено», свидетельствует лишь о поверхностном отношении этого должностного лица к своим обязанностям при разрешении процессуальной жалобы потерпевшей.