Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6).
Указанная норма нашла свое развитие в процессуальных отраслевых законах: ст. 392 УПК РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 31.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации не только для всех представительных, исполнительных, но и как указал законодатель судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Согласно ст. 79 указанного ФКЗ решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Согласно ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Однако, на практике решения одного из высших судов Российской Федерации, каким является Конституционный Суд РФ, не являются, по-видимому, общеобязательными.
Только наш всенародно избранный гарант Конституции РФ, а соответственно гарант исполнимости решений всех судов, Медведев, встречаясь в очередной раз с судьями Конституционного Суда РФ накануне очередного Дня Конституции РФ 11.12.2010года, сказал: «Двадцать лет назад, когда правовая система была в непричесанном состоянии, шли обсуждения, законодательство было скачкообразное, у меня у самого возникал вопрос о том, приживется ли Конституционный суд в нашем государстве, будет ли он восприниматься людьми, будут ли его решения достаточно конкретные, исполнимы», — отметил Медведев.
Сейчас, сказал он, эти решения исполняются, «и эти сомнения (в исполнимости решений КС) полностью развеяны 20-летней практикой Конституционного суда», — сказал глава государства. (Цитата с сайта: ria.ru/politics/20101211/307414411.html Weekend РИА Новости).
Верховным Судом РФ упоминается об общеобязательности постановлений Конституционного Суда в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003года № 23 «О судебном решении» суд указал, что поскольку в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд, необходимо указать в мотивировочной части материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.
Суду также следует учитывать: постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах «а», «б», «в» части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения.
Однако в Постановлении, касающегося судебного приговора (Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 № 1 (в ред. 06.02.2007года), Верховный Суд РФ не указал на общеобязательность решений Конституционного Суда РФ.
Верховный Суд РФ и подчиненные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, видимо забывают об общеобязательности решений высшего суда страны, иногда принимая свои решения по делам, подсудным судам общей юрисдикции, не только вопреки нормам закона, но и вопреки вступившим в законную силу решениями Конституционного Суда РФ.
Примером тому служит упорное нежелание судов общей юрисдикции исполнять решение Конституционного Суда РФ, изложенное им в постановлении от 08.12.2003г. «По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 И 408, а так же глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом судов общей юрисдикции и жалобами граждан».
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении: «…возвращение уголовного дела прокурору имеет целью приведение процедуры предварительного расследования в соответствие с требованиями, установленными в уголовно-процессуальном законе, что дает возможность — после устранения выявленных существенных процессуальных нарушений и предоставления участникам уголовного судопроизводства возможности реализовать соответствующие права — вновь направить дело в суд для рассмотрения по существу и принятия решения; тем самым обеспечиваются гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого, в том числе обвиняемого, на судебную защиту и право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статьи 46 и 52).
Таким образом, суд общей юрисдикции при осуществлении производства по уголовному делу может по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, когда в досудебном производстве допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, не устранимые в судебном производстве, если возвращение дела прокурору не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия; при этом устранение допущенных нарушений предполагает осуществление необходимых для этого следственных и иных процессуальных действий.»
В своей практике по одному из дел столкнулся со следующей ситуацией.
В июне 2008года в г. Первоуральске Свердловской области были обнаружены трупы престарелых супругов С-ых. Следственным отделом СУ СК при прокуратуре РФ по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. « ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В ходе расследования уголовного дела было установлено, что к совершению преступления причастен сын С-ых – П.С., который написал явку с повинной, в которой указал, что совершил убийство обоих родителей. Дальше расследование уголовного дела пошло, как говорят «по накатанному». П.С-ну предъявлено обвинение по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, т.е. в убийстве двух и более лиц.
Затем в ходе расследования уголовного дела с обвинением стали происходить достаточно интересные метаморфозы. Уголовное преследование по причинению смерти С-ной (матери) в отношении П.С. было прекращено на основании того, что в ходе расследования было установлено, что смерть ей причинил ее супруг – С-ин, а поскольку он был сыном – П.С. в этот же день убит, то уголовное преследование и в отношении него было прекращено по п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи со смертью. Затем уголовное дело в отношении П.С. было направлено в суд.
Рассматривая дело, суд пришел по предложению государственного обвинителя, к тому, что по делу не установлены мотивы совершения убийства. Дело по этим основаниям направлено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Постановление суда не обжаловалось и вступило в силу.
В дальнейшем следователь, получив уголовное дело к производству, стал производить по нему следственные действия, направленные на отыскание доказательств виновности П.С. в причинении смерти своей матери. Стал допрашивать дополнительных свидетелей, которыми явились сотрудники милиции, которые получали от П.С-на явку с повинной. Постановление о прекращении уголовного дела по данному факту в отношении отца С-на было отменено руководством следственного отдела.
В результате П.С-ну предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ – ч. 1 ст. 105 УК РФ, а также ч. 4 ст. 111 УК РФ, т.е. в убийстве отца и причинении смерти матери.
Почему не было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 105 УКРФ?
Да потому, что данное уголовное дело сразу же становится подсудным областному суду, а перед этим обвинение необходимо согласовать с руководством Следственного комитета по Свердловской области. Кроме того, сроки расследования уголовного дела были «слегка» затянуты. Потому следователь вместе со своим руководством и прокурором пошел «простой дорожкой», предъявил обвинение по двум статьям, тем самым сделав дело «районным», т.е. подсудным районному суду, но от того не менее сложным.
Суд первой инстанции, рассматривая уголовное дело в отношении П.С., вынес приговор, осудил его по ч. 1 ст. 105 УК РФ, признав его виновным, а по ч. 4 ст. 111 УК РФ оправдал.
По кассационному представлению государственного обвинения приговор суда был изменен. По ч. 4 ст. 111 УК РФ приговор отменен, дело в этой части направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции признал виновным П.С. в совершении причинения тяжкого вреда здоровью своей матери, назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет.
В свою очередь я в интересах П.С. обжаловал приговор суда. В жалобе я указывал, ссылаясь на вышеприведенное решение Конституционного Суда РФ, что судом первой инстанции допущено нарушение права П.С. на защиту, выразившееся в том, что органы следствия, предъявив ему обвинение по ч. 4 ст. 111 УК РФ фактически ухудшил его положение.
Далее, как водится, пошла долгая переписка с судебными инстанциями областного, а затем и Верховного Суда РФ.
Нужно сказать, что ни одна судебная инстанция меня не поддержала, указав, что нарушений уголовно-процессуального закона по делу не допущено. При этом ни одна инстанция, обосновывая свою позицию, не смогла написать, по каким причинам судья пришел к выводу о том, что указанные мной нарушения, которые названы в том числе и в решении Конституционного Суда РФ, не могут влечь отмены приговора суда в отношении П.С.
Конечно же я согласен с тем, что у органов предварительного следствия имеются ошибки, которые иногда нарушают права участников судопроизводства. Так, зачастую нарушаются права потерпевших, обвиняемых, которые необходимо исправлять в том числе и в ходе производства дополнительных следственных действий, однако нельзя нарушать права обвиняемых предъявляя им новые и новые обвинения, которые ухудшают положение обвиняемых.
Ни в одном комментарии к Уголовному кодексу РФ я не видел упоминания о неисполнении решений Конституционного Суда РФ, тем более нет судебной практики о неисполнении решений.
Некоторые ученые – правоведы считают, что неисполнение решений Конституционного Суда РФ кроется в самих решениях суда.
Ж.В. Нечаева в своей статье«Принципы конституционно-правовой технологии и их роль в повышении эффективности исполнения решений Конституционного суда России» («Журнал конституционного правосудия», 2009, N 1) пишет:
анализ существующей литературы показывает, что неисполнение решений Конституционного Суда вызвано рядом причин, среди которых:
отсутствие должной законодательной базы, слабая активность государственных структур в процессе исполнения решений Конституционного Суда, отсутствие ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда, правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры, отсутствие финансовых средств у государства и др.
Полагаем, одна из важнейших причин кроется в недостаточном, слабом использовании конституционно-правовой технологии в сфере конституционно-контрольной деятельности, процессе исполнения решений Конституционного Суда, недооценке ее прагматической роли.
В данном случае речь идет о конституционно-правовой технологии, которая представляет собой систему методов, способов, средств эффективного и рационального конструирования институтов конституционного права.