На протяжении почти всего курса обучения в ВУЗе (УрГЮА) нам, студентам — юристам, преподаватели уголовного права «вдалбливали» в наши головы, что грабеж есть открытое хищение чужого имущества, отличается от других форм хищения в том числе способом, при этом в отличие от кражи не важно какой суммой завладел или пытался завладеть грабитель, важен в данном случае только способ хищения.
П. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 29 от 27.12.2002 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» указывает, что открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.
В п. 6 названного постановления указано, что грабеж считается оконченными, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить похищенное имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом).
Однако, как говорится, нет в практике юридической ничего невозможного. В обзоре кассационной практики по уголовным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа за 2 полугодие 2009года, утвержденном постановлением президиума суда (http://oblsud.ynao.sudrf.ru/), опубликовано прилюбопытнейшее определение.
Так, по приговору Надымского городского суда ЯНАО Т. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ — за отсутствием в деянии состава преступления.
Судебная коллегия суда ЯНАО приговор оставила без изменений, при этом в определении указала следующее.
Органами предварительного следствия Т. обвинялся в открытом хищении бутылки пива стоимостью 32 руб. из холодильника в магазине ООО «НИГО» 16.07.2009г. в г. Надыме.
Интересна в данном случае позиция коллегии, которая свелась к следующему уголовный кодекс охраняет общественные отношения только от причинения им значительного вреда. Если же содеянное формально содержит признаки состава преступления, но по своему содержанию является малозначительным, уголовная ответственность лица исключается.
Далее, по мнению коллегии, судом первой инстанции учтены как фактические обстоятельства совершенного, так и стоимость похищенного, отсутствие объективного ущерба присутствовавшим при совершении деяния лицам и незначительность ущерба, причиненного изъятием бутылки с пивом обществу с ограниченной ответственностью «НИГО» При этом суд пришел к правильному, по мнению коллегии, выводу о том, что наступившие вредные последствия не причинили и не создали угрозы причинения существенного вреда охраняемым уголовным законом объектам, а умысел лица был направлен именно на совершение малозначительного деяния, поскольку не выходил за пределы совершенного. (Определение № 22-1476\2009).
Надо признаться, что названное определение вызывало у меня недоумение, потом, не скрою, радость за коллег – адвокатов, которые сумели «доказать», что грабеж если он не причинил никому вреда, не является преступлением.
Поверьте, я не какой то монстр, который жаждет крови и считает, что в любом случае вор должен непременно сидеть в тюрьме. С учетом принятой гуманизации наказания, внесенных в УК РФ поправок, судам расширена возможность применения наказаний за нетяжкие преступления. Однако оправдывать человека, который совершил преступление, по основаниям, указанным выше, это уж как говорится, «не влезает ни в какие ворота», поверьте.