
Напомним, что в марте 2009 г. Владимир Путин утвердил методику проведения экспертизы проектов НПА и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В соответствии с Правилами, независимая экспертиза на коррупциогенность проводится аккредитованными Министерством юстиции РФ юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств.
Основными требованиями и условиями для проведения аккредитации независимых экспертов являются:
а) для юридических лиц — наличие в штате не менее 3 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица.
б) для физических лиц — наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Физическое лицо для получения аккредитации представляет заявление об аккредитации, составленное в произвольной форме; копию документа государственного образца о высшем профессиональным образовании; копию трудовой книжки; копию документа, удостоверяющего личность.
Вопросы для комментирования:
Как Вы считаете, высока ли будет практическая значимость независимой экспертизы проектов НПА?
Стоит ли ожидать, что разработчики проектов станут учитывать замечания и предложения независимых экспертов (напомним, что правила не устанавливают статус таких заключений)?
Много ли найдется желающих получить аккредитацию в Министерстве юстиции? Как Вы оцениваете установленные требования к кандидатам?
Правильно ли установление требования о наличии у физического лица высшего образования без указания, о каком именно образовании идет речь?
Значит ли это, что экспертами могут быть лица, имеющие не юридическое высшее образование?
Практическая значимость независимой экспертизы нормативных правовых актов

Думается, что устанавливать какой-либо статус заключений экспертов было бы неправильно, потому что желающих получить аккредитацию в Министерстве юстиции, во всяком случае, на первых порах будет много. Следовательно, много будет и заключений (возможно, не всегда квалифицированных), поэтому при наличии у них статуса можно предположить, что тот или иной нормативный акт просто никогда не прошел бы экспертизу. В требовании о наличии высшего образования речь, конечно, идет не о любом высшем, а о высшем профессиональном (юридическом) образовании. Лица, имеющие высшее, но не юридическое, образование, экспертами быть не могут.

Хотя лично я знаю людей (некоторые из них даже не имеют высшего образования), которые, по моему глубокому убеждению, способны провести качественную экспертизу небольшого нормативного акта. Известны мне и юристы, которые, опять-таки, по моему убеждению, не смогут провести такую экспертизу. Эти факты, однако, не ставят под сомнение установленные к кандидатам на аккредитацию в качестве независимых экспертов требования.
А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук
Комментарии.РУ Агентство комментариев