Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин 13 октября 2009 года распространил заявление, в котором содержался вывод о том, что необходимы разработка и принятие Административного процессуального кодекса. В.П. Лукин обратился к федеральным органам исполнительной и законодательной власти с призывом ускорить подготовку и внесение соответствующего законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Правительства РФ, предполагающей его первоочередное рассмотрение в Федеральном Собрании, и предложил провести парламентские слушанья по данному вопросу.
Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации опубликовано в издании: Российская газета № 5023 от 21 октября 2009 г.
В последнее время у российских водителей бытует мнение, что выиграть в суде дело против ГИБДД невозможно. Косвенно это подтвердила председатель Мосгорсуда О.А. Егорова. В своем получившем большой резонанс интервью «Российской газете» (Федеральный выпуск N 4982 (158) от 26 августа 2009 г.) она заявила: «Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы верим милиционеру».
По сути дела, эта публикация впервые «обозначила» на всероссийском уровне давно обсуждаемую правозащитным сообществом проблему: административное судопроизводство — последняя из судебных процедур, которой не коснулись общие преобразования, вызванные судебной реформой. По видимости, общий принцип правосудия, закрепленный в Конституции РФ, — состязательность, так и не затронул менталитета значительных сегментов судейского корпуса.
В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статей 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, статей 2 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Гарантиями обеспечения этого права являются требования независимости и беспристрастности суда, а также состязательность и равноправие сторон.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2005 года, принципы состязательности и равноправия сторон относятся и к административному производству и распространяются на все его стадии (п. 3.2).
Состязательность предполагает, что возбуждение преследования, формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечивается указанными в законе органами и должностными лицами, а также потерпевшими. Возложение же на суд обязанности в той или иной форме подменять деятельность этих органов и лиц по осуществлению функции обвинения не согласуется с предписанием статьи 123 Конституции РФ и препятствует независимому и беспристрастному осуществлению правосудия судом, как того требует статья 120 (часть 1) Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 N7-П).
В настоящее время в судебном заседании по делам об административных правонарушениях отсутствует должностное лицо, каким-либо образом уполномоченное поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю обвинение в совершении административного правонарушения. Участие прокурора в деле также не является обязательным, и Уполномоченному не известно ни одного административного дела, где бы названное должностное лицо выступало со стороны обвинения.
Единственными участниками в судебном процессе являются лишь судья, лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитник и секретарь судебного заседания.
В указанной ситуации бремя доказывания обвинения в судебном заседании целиком ложится на судью. В частности, Уполномоченный и его представители, присутствуя на различных судебных заседаниях по административным делам, неоднократно наблюдали, как судья вынужден по своей инициативе искать аргументы для опровержения доводов стороны защиты. Данное обстоятельство влекло недопустимый обвинительный уклон в оценке доказательств. Фактически сторона защиты в административном процессе противостоит не обвинению, а самому суду.
Таким образом, отсутствие состязательности в настоящий момент может превращать административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реализовывать преследование граждан по своему произволу.
Так, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации обратилась адвокат П. в защиту прав своего доверителя — жителя Москвы К. Дело об административном правонарушении в отношении К. рассматривалось мировым судьей.
Для контроля ситуации Уполномоченный направил своего представителя присутствовать на процессе. В результате было установлено, что обвинение от имени органа, составившего протокол, никто не поддерживал и не доказывал. Эта обязанность целиком легла на судью, которая в отсутствие стороны обвинения фактически вступила в спор со стороной защиты. К. был признан виновным, и ему назначено наказание в виде 13 суток административного ареста.
Уполномоченный принял решение обратиться с ходатайством о пересмотре судебного решения в отношении К. ввиду нарушения права последнего на справедливый и беспристрастный суд. Постановлением заместителя председателя Московского городского суда состоявшиеся судебные решения в отношении К. отменены, а дело прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Кроме того, нарушение состязательности в административных делах проявляется также в процессуальном неравенстве сторон. Сторона обвинения обладает значительными преимуществами в вопросе собирания и даже оценки доказательств.
Подавляющее большинство дел об административных правонарушениях включают в качестве доказательств рапорты лиц, выявивших административное нарушение (то есть фактически инициаторов преследования, обвинителей по делу), их же письменные объяснения, составленные этими же лицами протоколы, а также показания этих же лиц в суде.
А ведь эта совокупность «доказательств» практически является копированием одних и тех же сведений, сообщаемых одним и тем же лицом — инициатором привлечения обвиняемого к административной ответственности.
Очевидно, что протокол об административном правонарушении носит характер акта, обвиняющего лицо в совершении административного правонарушения, а следовательно, является мнением одной из сторон, правомерность которого необходимо устанавливать в судебном заседании. Использование в качестве доказательств документов, носящих характер обвинения лица в совершении административного правонарушения и содержащих самостоятельную оценку доказательств, нарушает право на справедливое судебное разбирательство, действующее на основе состязательности и равенства сторон, поскольку в этом случае мнение одной из сторон рассматривается в качестве доказательства по делу. Оценка же доказательств со стороны защиты не расценивается в качестве самостоятельного доказательства. Это все равно что в уголовном деле в качестве доказательства использовалось бы постановление о привлечении в качестве обвиняемого, о возбуждении уголовного дела и обвинительное заключение (наряду с показаниями лица, их составившего).
Основная причина создавшейся ситуации, по нашему мнению, в том, что административное производство — это единственная процессуальная отрасль, не имеющая самостоятельного процессуального кодекса.
Считая своевременным и насущно необходимым разработку и принятие административного процессуального кодекса, обращаюсь к федеральным органам исполнительной и законодательной власти с призывом ускорить подготовку и внесение соответствующего законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, предполагающей его первоочередное рассмотрение в Федеральном Собрании — парламенте Российской Федерации. Предлагаю также провести парламентские слушания по данному вопросу.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации будет информировать граждан о темпах подготовки и рассмотрения данной инициативы.
В. Лукин
СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ
Необходимость принятия единого административно-процессуального кодекса обусловлена не только обвинительным уклоном правосудия вследствие вынужденного нахождения судей на стороне обвинения, что само по себе является вопиющим нарушением Конституции РФ, но и другими существенными проблемами в законодательном регулировании многих процессуальных вопросов административного производства.
Комментарий адвоката Морохина И.Н. (КА «Цитадель» г. Кемерово), опубликован в издании: Новая адвокатская газета № 23 (064) 27.11.2009 г.
Необходимость принятия единого административно-процессуального кодекса давно назрела, и обусловлена, помимо безусловно обвинительного уклона, вследствие вынужденного нахождения судей на стороне обвинения, что само по себе является вопиющим нарушением Конституции, и другими существенными пробелами в законодательном регулировании многих процедурных вопросов административного производства.
В частности:
В настоящее время, ведение протокола судебного заседания, при рассмотрении судьей единолично дел об административных правонарушениях не предусмотрено, хотя и не запрещено. Некоторые судьи по своей инициативе ведут протоколы, но таких, к сожалению, абсолютное меньшинство.
В моей практике есть случай, когда судья ограничился исследованием всего одного доказательства по делу – заявления директора привлекаемого юрлица об объединении в одном производстве семи дел, признании вины, и смягчении наказания, и оставил в силе все семь постановлений административного органа. Однако, после вступления в дело адвоката, все семь решений были отменены судом кассационной инстанции, а при новом рассмотрении, четыре постановления были признаны незаконными, еще по одному истек срок давности исполнения постановления.
Отсутствуют четкие, законодательные основания для отмены судебных решений, вышестоящими судами, которые действуют при рассмотрении уголовных и гражданских дел (ст. 379 УПК, ст. 362 ГПК, ст. 288 АПК).
Не урегулированы вопросы о наложении судебных штрафов и приводах, а так же и других вопросах соблюдения порядка в судебном заседании. Судьи вынуждено применяют аналогии с уголовным и гражданским процессом, в зависимости от своей основной специализации.
Недостаточно четко сформулированы требования к оформлению полномочий представителей. К примеру, мне известны случаи, когда молодым юристам отказывали в допуске к участию в процессе, на основании ходатайства лица привлекаемого к административной ответственности, при отсутствии у них нотариально удостоверенной доверенности. При этом судьи просто применяли норму ч. 3 ст. 25.5 КоАП, отсылающую к иным законодательным актам, устанавливающим порядок оформления полномочий представителя. Такие нормы закреплены в Гражданском кодексе РФ и ГПК РФ. При этом судьи забывают о том, что в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2008 г., разъяснен порядок оформления полномочий защитника или представителя в административном процессе.
А именно, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия представителя на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям ч. 2 и ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя, в т.ч. и его допуск по устному заявлению доверителя.
Отсутствует процессуальное регулирование по вопросу поддержания обвинения (прокурор, орган, должностное лицо) хотя административные правоотношения основаны на власти и подчинении. Возложение обязанности поддержания и «продвижения» административных материалов на судью недопустимо, т.к. это противоречит основополагающему принципу равенства и состязательности сторон. О какой состязательности может идти речь, если судья вынужден совмещать в одном лице сторону обвинения и собственно разрешения дела по существу. Состязаться с самим собой очень сложно.
Фактическое процессуальное неравенство юридических и физических лиц, привлекаемых к административной ответственности, т.к. в АПК существует глава 25, регламентирующая права сторон и порядок рассмотрения, хотя ее нормы и далеки от идеала, но при рассмотрении административных дел в судах общей юрисдикции, подобных норм нет вообще.
Не урегулированы вопросы обеспечения надлежащего уведомления и обеспечения явки не только лица привлекаемого к административной ответственности, но и потерпевших, свидетелей, специалистов и т.п. На практике, судьи просто возлагают эти обязанности на самих участников процесса, либо вообще игнорируют.
Не определено процессуальное положение, права и обязанности лица, возбудившего дело об административном правонарушении, в частности инспекторы ГИБДД. Зачастую судьи допрашивают этих лиц в качестве «свидетелей», хотя с внесением изменений в ст. 30.9 КоАП, эти должностные лица получили право обжалования судебного решения, т.е. уже являются заинтересованными в исходе дела.
Так же открытым остается вопрос о сроках и процедуре изготовления и вручения, либо высылки судебных актов лицам участвующим в рассмотрении дела, что тоже порождает множество спорных ситуаций.
В существующем Кодексе об АП, имеется множество упущений, нарушающих права лиц, участвующих в административном процессе:
1. ст. 25.6. На сегодняшний день свидетель лишен права являться и давать показания в присутствии адвоката.
2. ст. 27.3. Не указан перечень оснований для административного задержания. Исключительность случая всегда может трактоваться весьма вольно.
3. ст. 27.5. Не указано, с какого момента начинается отсчет 3 или 48 часов административного задержания. Подразумевается, что с момента составления протокола об административном задержании. Правильно было бы указать, что отсчет начинается с момента фактического задержания (как в УПК РФ).
4. ст. 30.2. Не содержит требований к содержанию жалобы, что на практике позволяет некоторым судьям приостанавливать производство по жалобе, а в некоторых случаях, даже возвращать ее заявителю без рассмотрения.
Давно пора собрать воедино и систематизировать все разрозненные, и разбросанные в других кодексах и различных отраслевых нормативных актах, правила рассмотрения административных дел. Тот факт, что с законодательной инициативой принятия административно процессуально кодекса выступил Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, позволяет надеяться, на принятие этого важнейшего документа в обозримом будущем.