В своей практике я также нередко сталкивался не просто с не проработанностью законов, а с их противоречием друг другу. Однако совсем недавно, в споре с приятелем обнаружили довольно интересную, в некотором роде, даже, пикантную коллизия российского законодательства.
В начале повествования, коллеги, поставлю перед Вами такой вопрос – задумывались ли вы о том, что будет с нами после смерти? Уверен, что абсолютно все задумывались, но, скорее всего, в духовном плане. А думали ли Вы о том, что происходит с нашими бренными телами, в особенности, что с ними может происходить с юридической точки зрения? Могут ли его разобрать на части или уважение телу умершего в нашей стране превыше всего?
Задавшись таким, в некоторой степени, риторическим вопросом, я отправился изучать текущее законодательное состояние данного опроса и пришел к следующим выводам.
На уровне федерального законодательства, указанному вопросу посвящен, в первую очередь, Федеральный закон от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», который в ст. 8 устанавливает, что в Российской Федерации действует Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей, которая подразумевает, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. В ст. 10 того же закона, говорится о том, что изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения при условии соблюдения требований Закона.
Таким образом, Закон не обязывает медицинских работников испрашивать разрешение родственников на изъятие органов у трупа в момент смерти близкого им человека.
Аналогичным способом разрешен данный вопрос и в Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в пп.6 ст.47, говорится о том, что Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии — один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).
И все было бы хорошо, уважаемые коллеги, да только в нашей стране действует еще и Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который в пп. 1 ст. 5 указывает на то, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти есть пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела.
Вот и получается, коллеги, что в двух правовых актах установлена презумпция неиспрошенного согласия, фактически не требующая нашего согласия на изъятие органов, а в третьем законодатель указал на то, что все-таки изначально мы должны высказать свое согласие или несогласие на изъятие органов.
Раз такая неразбериха в законодательных актах, я решил посмотреть, как данный вопрос решается в судебной практике. И тут меня ждали еще более интересные открытия.
В первую очередь меня, конечно, интересовало, что по данному вопросу думает Конституционный суд. А думает он вот что.
В своем Определении от 4 декабря 2003 г. N 459-О Конституционный суд указал на то, что положения указанных статей (Закона о трансплантации) не нарушают конституционные права граждан, так как, «с одной стороны, на признании не гуманным задавать родственникам практически одновременно с сообщением о смерти близкого человека, либо непосредственно перед операцией или иными мероприятиями лечебного характера, вопрос об изъятии его органов (тканей), а с другой стороны — на обоснованном фактическим состоянием медицины, что на современном этапе развития трансплантологии невозможно обеспечить выяснение воли указанных лиц после кончины человека в сроки, обеспечивающие сохранность трансплантата». Иными словами Конституционный суд встал на сторону Закона о трансплантации, подтвердив законность презумпции неиспрошенного согласия.
Однако помимо Конституционного суда, данная презумпция была предметом рассмотрения была и Верховного суда РФ. И Верховный суд высказал диаметрально противоположную позицию по сравнению с Конституционным.
Так Верховный суд в первую очередь исходил из положений Конституции РФ, а именно ст. 21, где указано, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Эти конституционные нормы регулируют личные неимущественные отношения, которые не прекращаются в связи со смертью гражданина. Понятие достоинство личности включает в себя уважительное отношение не только к личности умершего человека, но и к его останкам.
Основываясь на указанном положении, суд пришел к выводу о том, что в первую очередь необходимо руководствоваться положениями Закона о похоронном деле, где установлено, что для изъятия органов умершего требуется согласие или несогласия умершего или его родственников.
Однако, как показал мой дальнейший обзор нормативных актов, данное решение суда не внесло какой-либо ясности в практику изъятия органов у умерших.
Так, на сегодняшний день действует Приказ Минздравсоцразвития РФ N 357, РАМН N 40 от 25.05.2007 «Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека — объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека». Данным приказом не установлено порядка получения согласия умершего или его родственников на трансплантацию органов.
Но не все так уж и плохо. В соответствии данным приказом, только указанные в данном документе учреждения Минздрава могут изымать органы умерших.
Таким образом, коллеги, изъятие органов у умерших на сегодняшний день является вопросом, так и не решенным однозначно с юридической точки зрения. Приходилось ли Вам, в своей практике сталкиваться с данным вопросом? Может кто из Вас добился больших успехов в изучении данной темы? Буду рад услышать Ваши мнения.