Далее следует учитывать, что действия компании инкассо относительно требования к должнику ничем не отличаются от тех же правовых действий, которые совершал бы кредитор против должника не передавая своё требование и не продавая его в инкассо. Эти действия зависят от содержания требования и должны учитывать общие процессуальные правила.
5. О правильных сроках в процессе реализации требований.
Обычно должнику сообщают, что он уже находится в состоянии т.н. «просроченного платежа и должен» (Verzug), исходя из этого рассчитываются все последующие расходы «просрочки», которые он должен возместить. Уже только этот заявленный факт тебует подробной правовой проверки, так как такое состояние «просрочки», и все связанные с ним расходы, урегулированы в гражданском кодексе, и мало кто из потребителей осведомлён об этом.
Для того, чтобы наступило такое правовое состояние, необходимо выполнение двух основных условий, это: наличие правильного, обоснованного счёта, и письменное напоминание о неуплате.
Уже на стадии анализа предоставенного счёта может оказаться, что рассчёт или отдельные параметры, цифры, тарифы и т.д. неверны. Это может повлечь за собой право его неуплаты и требования корректировки, так как основное требование оказывается формально «необоснованным».
Кроме того, сам счёт должен быть предоставлен, что означает, его физическое наличие в почтовом ящике или ином признанном и оговорённом месте либо способе получения. Этот факт должен доказать тот, кто требует оплаты, что возможно лишь при наличии письма с уведомлением.
Следующим условием является напоминание (Mahnung). Хотя бы одно письменное напоминание является условием для наступления «просрочки». При этом всё, что ранее сказано о счёте относится и к форме, содержанию и срокам напоминания.
Ещё одна возможность попасть в ситуацию просрочки платежа – это неоплата счёта по истечению 30 дней после его получения. Но это так же возможно только при условии, что само требование безупречно обосновано.
6. О процессуальных действиях как Инкассо, так и должника.
Выше указано, что в большенстве случаев основное требование просто покупается компанией-инкассо у компании предоставившей товар или услугу. При этом обычно компания-инкассо платит около 20-30 процентов от основного требования. С этого момента все правовые взаимоотношения потребителя с его изначальным договорным партнёром относительно оплаты прекращаются, т.е. требовать может теперь только компания-инкассо.
С этого момента реализация этого приобретённого требования вместе с «взысканием своих расходов» является прямой заинтересованнстью и заработком инкассо-компании. Соответственно наличие правовых ошибок в обоснованности, формальном оформлении или содержании основного требования может сделать его для инкссо-компании равным «0».
7. Об устаревших требованиях и их статусе.
Одной из излюбленных бизнес-моделей компаний-инкассо является преследование требования по устаревшим счетам. Первыми же вопросами для потребителя должен стать вопрос об истечении давности требования, и вопрос о том, как это влияет на само требование.
Обычный срок истекает по истечении 3 лет. Отсчёт начинается с первого января следующего года после того года, которым датировано требование. Так, при требовании напр. от 11.09.2008 начало срока отсчитывается от 01.01.2009, заканчивается 31.12.2011 и уже с 01.01.2012 требование считается просроченным и требовать оплату по нему не стоит. Но следует учитывать, что автоматичности в этом нет, и должник должен заявить о просрочке требования. Это лучше всего осуществить в форме письменного опротестования, как указано выше.
8. Об угрозах инкассо в привлечении судебного исполнителя.
Обычной первой угрозой компании-инкассо является начало судебного процесса под названием «судебное напоминание» (Mahnverfahren). Но инициация такого процесса скорее редкость, чем правило, неспотря на стандартные угрозы. Причиной тому служит малоизвестный потребителю факт, что процесс относится только к основому требованию и не всегда предусматривает учёт рассходов самой компани-инкассо.
Даже если компания-инкассо инициирует такой процесс, то у предполагаемого должника, то есть у Вас, есть возможность в двухнедельный срок опротестовать напоминание. Для этого уже существует судебный формуляр, присылаемый вместе с «судебным напоминанием» (Mahnbescheid).
Внимательно его заполнив и доставив в срок обратно в суд, Вы можете окончить весь такой предварительный и полостью автоматизированный судебный процесс напоминания подозреваемому должнику без каких либо финансовых последствий как для должника, так и для заявителя требований. Частые заблуждения о смысле этого процесса см. далее.
Таким образом, даже реализованная угроза привлечения судебной инстанции в виде процесса напоминания может оказаться лишь «рычанием бумажного тигра», который, собственно, и был продемонстрирован.
Следующими шагами компании-инкассо является обращение к адвокату с целью инициации иска против должника. Только в таком случае должнику стоит задуматься о своих шансах в процессе и о процессуальных расходах.
9. О типичных случаях, категориях, ошибках и их корректировки.
Многие потребители воспринимают судебное напоминание как подтверждение наличия требование или считают, что судья или сотрудник суда проверяет всю ситуацию на предмет наличия требования. Это не так!
В процессе судебного напоминания никто даже не смотрит на суть дела и этот этап проходит формально. При этом каждый, кто считает, что имеет требование против другого, может заполнить судебный формуляр об инициации такого судебного напоминания и оплатив в казну около 25 евро, надеяться на оплату от должника.
Одним словом, сам процесс судебного напоминания является как бы предварительной и автоматизированной ступенью перед обычным иском, т.е. неговорящим ничего о сути требования, его наличия вообще или об обязанности к уплате.
Если должник получил такое судебное напоминание и не заполнил в двухнедельный срок формуляр опротестования, то скорее всего он получит судебное уведомление о взыскании долга (Vollstreckungsbescheid). Но и против этого судебного инструмента в процессе существует защита в виде возражения, что так же осуществляется путём использования судебного формуляра. Этим так же может быть окончен весь процесс судебного напоминания, о чём мало кто знает, ошибочно считая, что далее следует взыскание, изъятие, арест или «посещение на дому» судебным приставом.
Как видно из вышеизложенного, процесс реализации конкретного требования должен пройти множество этапов и действий сторон, прежде чем можно будет говорить о наличии обоснованного требования, и тем более — об обязанности его оплаты.
В приложении: пример письма одной из компаний-инкассо. Обратите внимание на упомянутые в моих статьях признаки серьёзности, автоматизма, отсутствия подписи, установленные сроки для оплаты и т.д.