В моей выписке из банковского счёта я заметил перевод на мой счёт в сумме 0,01 Евро, то есть один цент и на другом счёте в другом банке тоже. Из выписок непонятно, от кого перевели и какая цель такого платежа. Вопрос: должен ли я сообщать банку об этом, искать плательщика и возвращать этот цент (тоесть два), это может быть ошибка банка или какой то правовой подвох?
Ответ
Обычно подобная обязанность указана уже в положениях ведения счёта. При записи на Вашем счёте сумм, назначение которых Вы не можете установить, обязывает Вас их вернуть, но не автоматически, а по требованию того, кто ошибся. Об этом Вам скорее всего заявит банк или в течение шести недель тот, кто заметит на своём счёте запись о «переводе», т.е. снятие со счёта отправителя.
При такой маленькой сумме, правовых последствий Вам опасаться не стоит. Но если это не внутребанковская ошибка, и об этом Вам рекомендуется срочно узнать у банка, то должен Вас разочаровать и вот почему.
В последнее время участились случаи т.н. «пробных переводов» с мини-суммой, которые осуществляются в виде подготовительного этапа мошеннических действий для последующих несанкционированных действий со счётом получателя.
Суть такого «мини-перевода» в установлении факта, что счёт действительно существует. Если у мошенников есть образец Вашей подписи или иные документы личного или делового характера, что делает их в глазах Вашего банка правдоподобным основанием для допущения возможности деловых отношений и необходимости платежей, то это может использоваться различными способоми.
Один из них – т.н. автоматическое обременение (Lastschrift), когда в межбанковских операциях используется документ от Вашего поставщика, продавца или иного другого, кто предъявляет банку минимально понятный текст назначения платежа и (при наличии Вашей подписи) может автоматически получить от Вашего банка и за счёт Вашего счёта перевод, т.е. выражаясь обыйденным языком снять с Вашего счёта деньги.
Принятие такого «заказа» для автоматического обременения Вашим банком является для Вас и для банка делом вашего взаимного доверия, контроля и коммуникации.
То есть Вы можете в течение 6 недель требовать и обосновать возврат средств. То же касается и снятия наличных средств с помощью банкомата. В этих случаях пострадавшим является скорее банк, т.к. банк несёт бремя доказательства, что сомнений в достоверности трансакции небыло. То есть в случае с Lastschrift есть именно Ваша подпись или в случае с банкоматом использовалась именно оригинальная карта с чипом или магнитной лентой.
Вовращаясь к Вашему случаю рекомендуется уведомить Ваш банк о происшедшем и сообщить, что при появлении любого заказа на Lastschrift, с Вами должны связаться для личного и дополнительного его подтверждения.
При этом стоит упомянуть, что возможные ссылки банка на защиту личных данных при определении счёта или имени плательщика и отказ в урегулировании ситуации – не всегда имеют основание. На это указывает судебная практика в случаях с мошенничеством против банка и его клиентов.
Дополнено 02.05.12
Согласно российской банковской терминологии, Lastschrift соответствует понятию Прямое дебетование (метод платежа, который позволяет организациям (кредиторам) списывать средства со счетов клиентов банка при условии, что клиент банка (плательщик) сформировал банку поручение о проведении таких операций, оговаривающее условия и сроки проведения подобных операций).