«а ты скажи (в суде), что он (продавец, подрядчик) не предоставил информацию, а свидетели (лжесвидетели) пусть это подтвердят». Советы, как правило, сопровождаются искажёнными, вырванными из контекста, положениями статьи 12 закона «О защите прав потребителей»: «ты имеешь право не знать, а тебе не дали, не сказали, не научили…».
Вот, такая себе школа потребительской подлости, которая всё больше и больше находит в судах понимание и поддержку, если… Если судебный процесс, ввиду слабой (невежественной) процессуальной позиции продавца (подрядчика), лишён подлинной состязательности и соблюдения принципа равенства сторон перед судом.
В настоящей статье ставлю перед собой задачу разграничить право потребителей на информацию, основанную на Праве, от информационного «неправа».
Правовые основы информационного потребительского права.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции России, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Замечу, законным способом.
Согласно статье 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (Предоставление покупателю информации о товаре):
1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
3. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
4. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Замечу, продавец несет ответственность за «информационные» недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю (раз), в отношении которых покупатель докажет (два), что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (три).
Согласно статье 732 Гражданского кодекса Российской Федерации (Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе):
1. Подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.
2. Если заказчику не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте заключения договора бытового подряда информацию о работе, указанную в пункте 1 настоящей статьи, он вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (пункт 4 статьи 445).
Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.
Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, указанной в пункте 1 настоящей статьи, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.
Замечу, подрядчик несет ответственность за «информационные» недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.
Положениями части 1 статьи 8 «О защите прав потребителей» установлен общий принцип предоставления информации («до востребования»), цитирую: «Потребитель ВПРАВЕ ПОТРЕБОВАТЬ (раз) предоставления НЕОБХОДИМОЙ (два) и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)».
Наряду с общими правилами части 1 статьи 8 «О защите прав потребителей» о предоставлении востребованной (раз) и необходимой (два) информации, законодатель установил обязательные, не зависимые от востребования и необходимости, правила предоставления информации.
Так, например, в соответствии с положениями пункта 41 правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, в их системном нормативном единстве с положениями части 1 статьи 495 ГК РФ и второго предложения части 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей», товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
Замечу, факт продажи отмеченных товаров с несущими потребительскую информацию ярлыками, который, как правило, опровергается в суде подлецами, доказывается предоставлением документов (правил, приказов, актов проверок, иных), аналогичных товаров и допросом продавцов и кассиров.
Судебный (частично лукавый) взгляд на проблему.
Пунктом 44 Постановления от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановил дать судам следующие разъяснения, фрагмент:
«При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12).
При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10).Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона».
Замечу, Суд дважды в своих разъяснениях упускает важнейшие положения (слова) информационного потребительского законодательства:
Во-первых, в словах «обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию» отсутствуют уже знакомые нам слова (см. выше) – «по требованию» и «необходимую».
Во-вторых, не раскрыта суть части 2 статьи 12 Закона, цитата:
«Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 — 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), ВОЗНИКШИЕ после его передачи потребителю ВСЛЕДСТВИЕ отсутствия у него такой информации».
Ещё раз замечу, выделенные крупным шрифтом слова полностью соответствуют более конкретному установлению Законодателя в части 4 статьи 495 ГК РФ: «Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации».
Об опыте применения изложенных знаний в досудебных и судебных процессах расскажу (как-нибудь, когда-нибудь) в статье, посвящённой правилам противодействия потребительскому экстремизму и подлости.