Преимущества третейского судопроизводства.
Третейский Суд – это негосударственный орган, рассматривающий гражданско-правовые споры по соглашению спорящих сторон специалистами в области спора — физическими лицами, избранными самими сторонами, в соответствии с действующим законодательством.
Конституционной основой деятельности третейского суда является ст. 45 Конституции РФ: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Этот принцип конкретизируют ст. 11 ГК РФ, которая в аспекте судебной защиты прав граждан приравнивает третейский суд к арбитражному суду и суду общей юрисдикции и Федеральный Закон РФ № 102-ФЗ от 24 июля 2002 года “О третейских судах в Российской Федерации”. Согласно п. 2 статьи 1 Закона РФ № 102-ФЗ в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Можно выделить ряд преимуществ третейского судопроизводства, перед гражданским:
- Соглашение о передаче спора в Третейский Суд стороны могут заключить в виде оговорки в договоре или в виде отдельного письменного соглашения. Признание недействительным самого договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора в Третейский Суд.Сторона вправе отказаться от соглашения, если докажет, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве ей не было известно при заключении соглашения.
— Возможность выбора самого суда и судей, которые будут отправлять правосудие при рассмотрении их спора принимая во внимание профессиональные навыки и независимость в суждениях, что безусловно повышает доверие к суду. Стороны не связаны по подсудности местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. Судебное разбирательство может проходить в месте нахождения третейского суда, или при необходимости может быть выездная сессия.
— Скорость рассмотрения дел. В арбитражным судопроизводстве, дела рассматриваются месяцами, а то и годами. Третейские суды прямо не заинтересованы в затягивании процесса, и рассмотрение дел обычно проходит в два заседания. В Третейском суде упрощенная, но достаточная процедура, не допускающая обжалования решения суда по существу.
— Компетенция ТС также основывается на соглашении сторон — спор разрешается выбранным самими сторонами составом суда в одной инстанции, и окончательно. Граждане и юр. лица могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение Третейского Суда, как правило, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений (Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор). Отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции. Решение третейского суда должно быть исполнено в порядке и в сроки, указанные в нем. В случае же неисполнения решения добровольно стороной, служба судебных приставов осуществляет исполнительное производство. Все доказательства, на основе которых и выноситься решение по существу спора предоставляются сторонамии только от них самих зависит обоснованность их требований и возражений.
— Закрытость судебного разбирательства. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, если стороны не решают его сделать открытым, что способствует сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности.
— Издержки судопроизводства меньше. Сумма третейского сбора в целом ниже государственной пошлины установленной в арбитражном суде, а также снижение судебных расходов при оспаривании решения суда, как это в практике гражданских судов. Стороны, передавая спор на рассмотрение Третейского Суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Решение Третейского Суда исполняется добровольно. Если в нем не установлен срок исполнения, оно подлежит немедленному исполнению. В случае неисполнения ответчиком решения Третейского Суда исполнительный лист выдается арбитражным судом субъекта РФ, на территории которого находится Третейский Суд.
— Решения третейского суда обладают признаком обязательности, они обязательны не только для сторон третейского процесса, но и для государственных органов — так в силу ст. 17 Закона РФ «О государственной регистрации сделок с недвижимостью» решение третейского суда рассматривается как правоустанавливающий документ (в данной норме употребляется термин «судебное решение», ст. 11 ГК РФ закрепляет статус третейского суда в сфере судебной защиты гражданских прав равный статусу суда общей юрисдикции и арбитражного суда.
— Развитие системы третейского судопроизводства выгодно иным звеньям судебной системы России, т.к. третейские суды берут на себя существенную часть нагрузки в специализированных областях спора, которая в противном случае легла бы на арбитражные суды и суды общей юрисдикции;
Альтернативное решение споров не заменяет и не может заменить правосудие, и не может преградить доступ к нему, и не конкурирует с ним, а именно способствует ему. В силу этого популярность третейского разбирательства, как способа разрешения спора, неуклонно растет.
Оценочная деятельность в третейском судопроизводстве.
Механизмы третейского суда применительно к оценочной деятельности наиболее актуальны.
В соответствии с Законом РФ № 135-ФЗ, ст.9 – «…оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика». То есть у третейского суда есть право назначать проведение оценки и получать результат – письменное доказательство — в виде «Отчёта об оценке», как и у любого другого компетентного суда. Третейский Суд имеет право привлекать в процесс оценщика и в качестве процессуальной фигуры – специалиста или судебного эксперта ( для осуществления экспертной деятельности в области определения стоимости). Но возможности взаимодействия оценщика и Третейского Суда этим не ограничиваются!!!
При обращении в гражданский суд стороны хотят добиться справедливого правосудия по самой сути спора, а получают необходимость доказывания соблюдением формальных признаков, часто к сути спора отношения никак не имеющих. Оценка «Отчёта об оценке» как письменного доказательства часто для судьи трудоёмкая задача — это область знаний, в которой он априори некомпетентен. И тогда для установления достоверности результата оценки судья вынужден привлекать специалистов, объективность суждений которых также трудно проверить для него, как и результаты оценочной деятельности как доказательства. В результате решения судьёй выносятся на основании ст.67 ГПК РФ и ст.71 АПК РФ – «оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению», т.е. некомпетентного в области оценочной деятельности гражданина.
В случае переноса имущественного спора в третейский суд каждая из сторон имеет возможность включить в состав судейской коллегии — оценщиков, суждению которых в вопросах стоимости они доверяют. Сколько оценщиков, столько и мнений, так пост-фактум сложилась система регулирования оценочной деятельности. И сблизить эти мнения, для объективного коллегиального разрешения конкретного спора, гораздо проще между специалистами в узкой области специальных «оценочных знаний и практик». Они лучше любых других «формальных» судей понимают достоверность результата, оценивают стоимостной диапазон и его погрешность для спорного объекта. Таким образом, стороны получают быстрое, объективное, обоснованное, законное разрешение своего спора.
Таким образом, в Третейском судопроизводстве оценщик может участвовать в качестве специалиста-оценщика, судебного эксперта, стороны имущественного спора, третейского судьи.
Перспективы развития третейского судопроизводства
12 декабря 2013 года в новом Послании Федеральному Собранию Владимир Путин, как и в прошлогоднем, напомнил о работе третейских судов и поручил «в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства». Среди предлагаемых новелл – усиление профильных составов в арбитражных судах и налоговые льготы третейским судам.
Рабочие группы по третейским судам существуют при Минюсте и Минэкономразвития с конца 2012 года. Напишут проект, вероятно, не с нуля. В сентябре в Государственной Думе прошел профильный круглый стол, на котором эти рабочие группы представляли результаты совместной работы. Ключевые предложения – основателями третейских судов должны быть некоммерческие организации, арбитры могут подвергаться уголовной ответственности, а государственным судам добавят контролирующих функций. Базовый документ – «Концепция реформирования института третейских судов в Российской Федерации» – нацелен на то, чтобы сделать их работу более прозрачной, в последней редакции официально пока не опубликован.
Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.05.2011 года № 10-П по вопросам компетенции третейских судов рассматривать споры о недвижимом имуществе, окончательно пресек практику необоснованного ограничения компетенции третейских судов по рассмотрению широкого спектра гражданско-правовых споров. В постановлении подчеркнута значимость третейских судов как неотъемлемого института гражданского общества. На высшем уровне конституционного контроля установлено, что право сторон гражданско-правового спора на его передачу в третейский суд основано на ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации. При этом, хотя третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему, т.к. представляют собой альтернативную форму разрешения гражданско-правовых споров, принимаемые ими решения в силу действующего законодательства имеют ряд публично значимых последствий, аналогичных последствиям решений государственных судов. Конституционный суд пришел к выводу о том, что в содержании норм Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закона «О третейских судах в РФ» и Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствует противоречие Основному закону.
Таким образом, была поставлена точка в давнем споре экспертного сообщества с арбитражными судами относительно арбитрабельности споров о недвижимом имуществе. Это является не только позитивным фактором для дальнейшего развития альтернативных способов разрешения споров в нашей стране, но и отвечает интересам бизнеса.
И последнее, на что хотелось бы сделать акцент: Использование третейских судов как инструмента для достижения противоправных целей недопустимо. Решение данного вопроса зависит в большей степени, однако, от самих сторон спора. Это непосредственно они сами выбирают себе судей и представляют состав доказательств по делу.