Несмотря на достаточно большое количество созданных третейских судов, ни для кого не секрет, что третейское судопроизводство в России развито незначительно. Многие практикующие юристы вообще никогда не имели опыта в подобного рода процессах, многие юристы даже не задумывались о преимуществах такого варианта урегулирования спорных вопросов. Подавляющее большинство оценщиков также не задумывалось о возможности своего участия в третейском судопроизводстве. Между тем, такие процессы идут, и даже государство заинтересовано в их развитии.

Преимущества третейского судопроизводства.

Третейский Суд
это негосударственный орган, рассматривающий гражданско-правовые споры по соглашению спорящих сторон специалистами в области спора — физическими лицами, избранными самими сторонами, в соответствии с действующим законодательством.
Конституционной основой деятельности третейского суда является ст. 45 Конституции РФ: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Этот принцип конкретизируют ст. 11 ГК РФ, которая в аспекте судебной защиты прав граждан приравнивает третейский суд к арбитражному суду и суду общей юрисдикции и Федеральный Закон РФ № 102-ФЗ от 24 июля 2002 года “О третейских судах в Российской Федерации”. Согласно п. 2 статьи 1 Закона РФ № 102-ФЗ в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Можно выделить ряд преимуществ третейского судопроизводства, перед гражданским:
-  Соглашение о передаче спора в Третейский Суд стороны могут заключить в виде оговорки в договоре или в виде отдельного письменного соглашения. Признание недействительным самого договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора в Третейский Суд.Сторона вправе отказаться от соглашения, если докажет, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом обстоятельстве ей не было известно при заключении соглашения.
Возможность выбора самого суда и судей, которые будут отправлять правосудие при рассмотрении их спора принимая во внимание профессиональные навыки и независимость в суждениях, что безусловно повышает доверие к суду. Стороны не связаны по подсудности местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица, местом нахождения недвижимости и т.п. Судебное разбирательство может проходить в месте нахождения третейского суда, или при необходимости может быть выездная сессия.
— Скорость рассмотрения дел. В арбитражным судопроизводстве, дела рассматриваются месяцами, а то и годами. Третейские суды прямо не заинтересованы в затягивании процесса, и рассмотрение дел обычно проходит в два заседания. В Третейском суде упрощенная, но достаточная процедура, не допускающая обжалования решения суда по существу.
— Компетенция ТС также основывается на соглашении сторон — спор разрешается выбранным самими сторонами составом суда в одной инстанции, и окончательно. Граждане и юр. лица могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение Третейского Суда, как правило, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений (Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор). Отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции. Решение третейского суда должно быть исполнено в порядке и в сроки, указанные в нем. В случае же неисполнения решения добровольно стороной, служба судебных приставов осуществляет исполнительное производство. Все доказательства, на основе которых и выноситься решение по существу спора предоставляются сторонамии только от них самих зависит обоснованность их требований и возражений.

 
— Закрытость судебного разбирательства. Рассмотрение спора в третейском суде априори закрытое, если стороны не решают его сделать открытым, что способствует сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности.

— Издержки судопроизводства меньше.  Сумма третейского сбора в целом ниже государственной пошлины установленной в арбитражном суде, а также снижение судебных расходов при оспаривании решения суда, как это в практике гражданских судов. Стороны, передавая спор на рассмотрение Третейского Суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Решение Третейского Суда исполняется добровольно. Если в нем не установлен срок исполнения, оно подлежит немедленному исполнению. В случае неисполнения ответчиком решения Третейского Суда исполнительный лист выдается арбитражным судом субъекта РФ, на территории которого находится Третейский Суд.

— Решения третейского суда обладают признаком обязательности, они обязательны не только для сторон третейского процесса, но и для государственных органов — так в силу ст. 17 Закона РФ «О государственной регистрации сделок с недвижимостью» решение третейского суда рассматривается как правоустанавливающий документ (в данной норме употребляется термин «судебное решение», ст. 11 ГК РФ закрепляет статус третейского суда в сфере судебной защиты гражданских прав равный статусу суда общей юрисдикции и арбитражного суда.
—   Развитие системы третейского судопроизводства выгодно иным звеньям судебной системы России, т.к. третейские суды берут на себя существенную часть нагрузки в специализированных областях спора, которая в противном случае легла бы на арбитражные суды и суды общей юрисдикции;
Альтернативное решение споров не заменяет и не может заменить правосудие, и не может преградить доступ к нему, и не конкурирует с ним, а именно способствует ему. В силу этого популярность третейского разбирательства, как способа разрешения спора, неуклонно растет.

Оценочная деятельность в третейском судопроизводстве.

Механизмы третейского суда применительно к оценочной деятельности наиболее актуальны. 
В соответствии с Законом РФ № 135-ФЗ, ст.9 – «…оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика». То есть у третейского суда есть право назначать проведение оценки и получать результат – письменное доказательство — в виде «Отчёта об оценке», как и у любого другого компетентного суда. Третейский Суд имеет право привлекать в процесс оценщика и в качестве процессуальной фигуры – специалиста или судебного эксперта ( для осуществления экспертной деятельности в области определения стоимости). Но возможности взаимодействия оценщика и Третейского Суда этим не ограничиваются!!!

При обращении в гражданский суд стороны хотят добиться справедливого правосудия по самой сути спора, а получают необходимость доказывания соблюдением формальных признаков, часто к сути спора отношения никак не имеющих. Оценка «Отчёта об оценке» как письменного доказательства часто для судьи трудоёмкая задача — это область знаний, в которой он априори некомпетентен. И тогда для установления достоверности результата оценки судья вынужден привлекать специалистов, объективность суждений которых также трудно проверить для него, как и результаты оценочной деятельности как доказательства. В результате решения судьёй выносятся на основании ст.67 ГПК РФ и ст.71 АПК РФ – «оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению», т.е. некомпетентного в области оценочной деятельности гражданина.

В случае переноса имущественного спора в третейский суд каждая из сторон имеет возможность включить в состав судейской коллегии — оценщиков, суждению которых в вопросах стоимости они доверяют. Сколько оценщиков, столько и мнений, так пост-фактум сложилась система регулирования оценочной деятельности. И сблизить эти мнения, для объективного коллегиального разрешения конкретного спора, гораздо проще между специалистами в узкой области специальных «оценочных знаний и практик». Они лучше любых других «формальных» судей понимают достоверность результата, оценивают стоимостной диапазон и его погрешность для спорного объекта. Таким образом, стороны получают быстрое, объективное, обоснованное, законное разрешение своего спора.

Таким образом, в Третейском судопроизводстве оценщик может участвовать в качестве специалиста-оценщика, судебного эксперта, стороны имущественного спора, третейского судьи. 

Перспективы развития третейского судопроизводства
 
12 декабря 2013 года в новом Послании Федеральному Собранию Владимир Путин, как и в прошлогоднем, напомнил о работе третейских судов и поручил «в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства». Среди предлагаемых новелл – усиление профильных составов в арбитражных судах и налоговые льготы третейским судам.
Рабочие группы по третейским судам существуют при Минюсте и Минэкономразвития с конца 2012 года. Напишут проект, вероятно, не с нуля. В сентябре в Государственной Думе прошел профильный круглый стол, на котором эти рабочие группы представляли результаты совместной работы. Ключевые предложения – основателями третейских судов должны быть некоммерческие организации, арбитры могут подвергаться уголовной ответственности, а государственным судам добавят контролирующих функций. Базовый документ – «Концепция реформирования института третейских судов в Российской Федерации» – нацелен на то, чтобы сделать их работу более прозрачной, в последней редакции официально пока не опубликован.

Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.05.2011 года № 10-П по вопросам компетенции третейских судов рассматривать споры о недвижимом имуществе,  окончательно пресек практику необоснованного ограничения компетенции третейских судов по рассмотрению широкого спектра гражданско-правовых споров. В постановлении подчеркнута значимость третейских судов как неотъемлемого института гражданского общества. На высшем уровне конституционного контроля установлено, что право сторон гражданско-правового спора на его передачу в третейский суд основано на ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации. При этом, хотя третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему, т.к. представляют собой альтернативную форму разрешения гражданско-правовых споров, принимаемые ими решения в силу действующего законодательства имеют ряд публично значимых последствий, аналогичных последствиям решений государственных судов. Конституционный суд пришел к выводу о том, что в содержании норм  Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закона «О третейских судах в РФ» и Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствует противоречие Основному закону.

Таким образом, была поставлена точка в давнем споре экспертного сообщества с арбитражными судами относительно арбитрабельности споров о недвижимом имуществе. Это является не только позитивным фактором для дальнейшего развития альтернативных способов разрешения споров в нашей стране, но и отвечает интересам бизнеса.

И последнее, на что хотелось бы сделать акцент: Использование третейских судов как инструмента для достижения противоправных целей недопустимо. Решение данного вопроса зависит в большей степени, однако, от самих сторон спора. Это непосредственно они сами выбирают себе судей и представляют состав доказательств по делу.

Да 3 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: attorney, vatolin-a, avotia67, legislator, Климушкин Владислав, Елсаков Анатолий, arbitrage1993
  • 15 Января 2014, 00:47 #

    Игорь Геннадьевич! преимущества третейского судопроизводства перед государственным, о которых Вы указываете конечно имеются, особенно если принимать во внимание внешнеэкономические споры, поскольку стороны больше доверяют назначенным арбитрам, а не государству.
    но в тоже время, о разбирательстве спора прежде всего настаивает  более сильная сторона в Договоре. Например, строительный комплекс москвы своих субподрядчиков гонит в третейский суд, или микрофинансовые организации уже дорожку в третейский  проложили, (быстро и удобно). 
      Перспективы третейского судопроизводства конечно радужны, например, судьи бьются за внесение изменений в «судейское законодательство», в случае внесения изменений, будучи в отставке, они имели бы право быть третейским судьей.
    Но и от «серых» схем их (третейские суды) никто не уберег.

    +2
    • 15 Января 2014, 09:40 #

      Напомню, что у сторон есть возможность на любой стадии рассмотрения спора в третейском суде ( до вынесения решения) — перенести разбирательство в компетентный суд.
      И «серых схем» в третейском суде не больше чем в других, а вот возможностей для справедливого решения — больше.

      0
      • 15 Января 2014, 10:14 #

        именно если будет волеизъявление обоих сторон, а где при конфликте такое бывает чтобы обе стороны одновременно согласились на рассмотрение спора в госсуде. 
        Быстро вопрос решается- да быстро, но одни из лидеров арбитража-американцы, признали недостаточность того, чтобы решение было окончательным и внесли изменения в свой закон о возможности пересмотра решения по существу опять же в арбитраже.
        Проигравшая сторона, находится в ущербном положении, поскольку может только оспорить решение в гос суд по ограниченным основаниям, но не обжаловать по существую.
        Думаю, что со временем и другие стрраны, в том числе и Россия последуют примеру американцев.

        +1
      • 23 Января 2014, 20:51 #

        не могу согласиться с постулатом, что стороны могут прекратить третейское разбирательство. Только по обоюдному соглашению, иначе остается  нести бремя  последствий подписания третейского соглашения. Ну а в целом оценка в третейском суде может найти место, хотя я ее использовал всего пару раз в отношении залогов

        0
  • 15 Января 2014, 01:22 #

    Тема звучит о возможности участия оценщиков в третейском разбирательстве, что и так следовало еще из закона об оценочной деятельности в первой редакции, а заканчивается, выводом, что решение третейского суда зависит от выбора арбитров, то есть из такого смысла можно сделать вывод, что стороны спора сами его пишут. Но решение в любом случае будет в пользу одной стороны, за исключением некоторых случаев. Решение государственных и третейских судов зависит от состязательности. То есть от активного участия отстаивания сторон спора своих интересов.
    В королевских судах Великобритании предоставляется право истца и ответчика представить проект решения суда. Хорошее правило позволяющее судье увидеть решение суда в глазах истца и ответчика, все взвесить и вынести свое решение или посмеяться, что полезно для здоровья.
    Вспомнил, при рассмотрении в апелляционной инстанции гражданского дела Мосгорсуда, апеллятор (оппонент по делу) заявил буквально: «судья фактически изнасиловала моего доверителя, так как заставила написать заявление об отказе в назначении судебной экспертизы». Помню судья 1- й инстанции была хрупкой и стройной женщиной, а ответчик, который написал заявление, только по весу ее раз в 5 превышал, не говоря про физическую силу. Судьи ушли в совещательную комнату. Судьи не смотря на свою непоколебимую бесстрастность, не смогли сдержаться. Из совещательной комнаты раздавался их смех несколько минут. Но при выходе из совещательной комнаты они вели спокойно и беспристрастно, была оглашена резолютивная часть определения, которым отказано в удовлетворении жалобы апеллятора.

    +1
    • 15 Января 2014, 09:44 #

      заканчивается, выводом, что решение третейского суда зависит от выбора арбитров, то есть из такого смысла можно сделать вывод, что стороны спора сами его пишутАлександр Иванович, Вы сделали странное для меня умозаключение — стороны сами пишут себе решение спора — для этого в суд идти не обязательно, для этого достаточно медиации.

      0
      • 15 Января 2014, 15:55 #

        Игорь Геннадьевич, хотелось бы утешить Александра и сказать вам, что не смотря на имеющийся закон о медиации, как-то досудебного разрешения споров посредством мелиатора, до сих пор не встречалось, а вот предложение суда представить свой проект решения встречался и не редко

        +1
        • 15 Января 2014, 16:44 #

          Медиативных соглашений Вам не встречалось. А в третейском судопроизводстве участвовали?

          0
          • 15 Января 2014, 22:54 #

            Приходилось. 
            И встречался с обжалованием решений третейского суда в общей юоисдикции

            0
  • 15 Января 2014, 11:36 #

    По сути своей третейское разбирательство — одна из форм медиации. Третейский судья — никто иной как медиатор, разрешающий возникший спор, в иных процедурах, предусмотренных законом. Ни судья, ни профессиональный медиатор не обладают властными полномочиями. Стороны сами решают, каким альтернативным путем разрешить возникший спор: путем медиации или третейского разбирательства. 

    +1
    • 15 Января 2014, 16:56 #

      Ни судья, ни профессиональный медиатор не обладают властными полномочиями. Я ранее отмечал: "… хотя третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему, т.к. представляют собой альтернативную форму разрешения гражданско-правовых споров, принимаемые ими решения в силу действующего законодательства имеют ряд публично значимых последствий, аналогичных последствиям решений государственных судов."
      Нужно начинать привыкать.  (wasntme)

      +1
    • 23 Января 2014, 20:55 #

      Глубочайшее заблуждение смешивать медиацию и третейский суд. Как раз они и отличаются тем, что медиатор не может вынести никакого решения для сторон, а третейский судья выносит обязательное решение независимо от желания ответчика. После заключения действительного третейского соглашения никакой добровольности самой процедуры уже нет. Поэтому у третейского судьи нет властных полномочий таких как государственного судьи, но тем не менее его решение уже обязательно.

      +1
  • 15 Января 2014, 15:49 #

    Александр, мы как-то касались этого вопроса в другой беседе. Если не изменяет память, то сошлись на том, что одна из форм урегулирования спора оформленная нормой

    +1
  • 15 Января 2014, 16:42 #

    Почему-то говоря о том, что будет одна из сторон недовольна решением ( что бывает в общем-то всегда), не отмечается что рассмотрение спора в третейском процессе — добровольная инициатива.

    +1
  • 15 Января 2014, 19:45 #

    Не думаю, что третейский суд форма медицаии, все же это суд и при отсутствии мирового соглашения, когда утрачена возможность его достичь, медиация прекращается, а начинается оценка доказательств и вынесение решения в соответствии с законом.

    Касательно темы статьи, полагаю всё просто, некоммерческие организации оценщиков могут сформировать свои третейские суды и тогда действительно окажется, что оценщик выступил ценовым арбитром. Либо стороны могут привлечь оценщика в качестве судьи.

    Вопрос не в этом, а в том, как побудить людей к таким обращениям?

    +1
    • 15 Января 2014, 20:17 #

      Владислав Александрович, Вы в десятку сейчас!

      Более того, в настоящее время формируется Общероссийский межотраслевой Третейский суд, где из оценщиков сейчас создаётся состав судейской коллегии. Насколько могу судить НСОД (Национальный Совет по Оценочной Деятельности) готовит аналогичную структуру. — пройдёт Олимпиада, и потребуется искать виноватых в обосновании затрат.

      +1
    • 16 Января 2014, 00:11 #

      Государство поможет «побудить» начиная с компаний с государственным участием, а потом постепенно и другие начнут привыкать.

      0
    • 16 Января 2014, 10:29 #

      Безусловно, если арбитр, рассматривающий спор имеет высшее юридическое образование и повышение квалификации в сфере оценочной деятельности и опыт в этой сфере, то такой арбитр единолично может выносить решение. Или председательствующий — юрист с высшим образованием, а два других арбитра — профессиональные оценщики, тогда такой третейский суд отвечает критерию специализированности. Но в тоже время, если одна из сторон спора не согласна с результатами отчета об оценке, указанные арбитры не могут собой заменить своим мнением, назначенное данными арбитрами  другое экспертное оценочное заключение. Если ВАС РФ отказ третейского суда в назначении экспертизы не  считает нарушением норм права, то суды общей юрисдикции считают это нарушением фундаментальных основ законодательства в связи с нарушением принципа состязательности и отменяют такие решения третейского суда. А так как ВАС РФ скоро будет ликвидирован, соответственно его правовые позиции по данному толкованию потеряют свое актуальное значение.  

      +1
  • 20 Января 2014, 13:14 #

    Уважаемый Игорь Геннадьевич! Ваша статья хорошая и полезная! Но есть некоторые претензии по сути написания о преимуществах третейских судов. 

    Например, категоричное заявление о не обжаловании решения по существу. Это уж как стороны договорились. Или обжалуется решение, или не обжалуется.

     Или категоричное заявление об обязательности решения суда для третьих лиц, и в частности для государственных органов! Третейский спор, это спор между двумя (или более) сторонами, если все на это согласны, что отражено в третейском соглашении или третейской оговорке.

    И обязательно третейское решение только для сторон, избравших третейский способ разрешения гражданско-правовых споров. 

    А при необходимости исполнение его в других ситуациях проводится через исполнительный документ, выданный на основании решения компетентного суда. 

    Нюансов в работе третейских судов немало, надо всё учитывать.
     В журнале «Третейский суд» писали, как в некоторых регионах России третейские суды даже исполнительные листы свои  выдавали!  Это уж явно незаконно, никто не давал им такого права.

    А создатели некоторых третейских судов при ОООшках рекламно завлекали лозунгами, что через третейские суды много что можно решать, т.к. налоговые органы обязаны исполнять их решения!

    Это тоже неверно. И не так бесконтрольно, как считают не сведующие лица.

    Даже если стороны записали условие об исполнении решения третейского суда без обжалования, в случаях нарушения третейским судом основополагающих норм права и других случаях, указанных в законе, принудительно проводить такое решение в жизнь не даст компетентный суд, не выдав исполнительный документ по жалобе одной из сторон.

    0
    • 20 Января 2014, 13:24 #

      Анатолий Васильевич, а можно уточнить откуда Вы это взяли: «категоричное заявление о не обжаловании решения по существу. Это уж как стороны договорились.» — из чего следует необходимость сторонам договариваться об обжаловании ??

      А в отношении вот этого — «категоричное заявление об обязательности решения суда для третьих лиц, и в частности для государственных органов!» — пояснение мною приводится: Конституционный суд пришел к выводу о том, что в содержании норм  Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закона «О третейских судах в РФ» и Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствует противоречие Основному закону.

      0
  • 20 Января 2014, 13:40 #

    Уважаемый Игорь Геннадьевич! Это следует из ст.40 Закона о третейских судах, где имеется ссылка на альтернативность решения сторон об оспаривании или не оспаривании решения третейского суда. 

     «Статья 40. Оспаривание решения третейского суда в компетентный суд 

     Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда».

     Я знаю проблему и давний спор о праве третейских судов выносить решения в отношении прав на имущество. Да, препятствий было много. 

    Но у меня в своё время было вынесено несколько решений (Третейский суд при Архангельской ТПП) по делам о спорах с имуществом и все они проводились через исполнительные листы.

    0

Да 3 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Возможность участия оценщиков в работе Третейских Судов.» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации