Данная публикация представляет собой краткий обзорный путеводитель (модуль) по судебным делам, в которых были выработаны правовые позиции по вопросам, касающимся  денежного  довольствия  военнослужащим и предоставлении  им отдельных выплат.

Нормативные акты

Федеральный закон  от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ   «О денежном  довольствии  военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны  здоровья граждан в РФ», 

Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 (ред. от 04.09.2012) «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»  (вместе с «Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации», «Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации»)

Положение о военно-врачебной  экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства  РФ  от  25.02.2003 г. № 123

Положение о военно-врачебной  экспертизе,  утвержденное  постановлением Правительства РФот 04.07.2013 г. № 565

Судебная практика. 

Постановление  Пленума  Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике  рассмотрения судами дел  об оспаривании решений, действий (бездействия) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» 

Разъяснения.

Разъяснения  «Об определении  Федеральными  государственными  учреждениями  службы  медико-социальной  экспертизы причин инвалидности»,  утвержденные постановлением  Министерства труда  и социального развития РФ от  15.04.2003 г. № 17.

Правовые позиции по искам бывших военнослужащих и членов их семей. 

Подсудность. 

Требования бывших военнослужащих о взыскании  компенсации  в  возмещение вреда, причиненного здоровью,  предъявлялись в суд по правилам альтернативной подсудности (ч. 5 ст. 29 ГПК РФ).

Требования  членов  семьи погибших (умерших)  военнослужащих, инвалидов  вследствие  военной травмы предъявлялись в  суд  с соблюдением  общих правил территориальной подсудности по месту  нахождения  ответчика (ст. 28 ГПК РФ).

Исковое производство. 

Предметом спорных правоотношений  является  право  истца  на  выплаты, предусмотренные  ст. 3 ФЗ 07.11.2011 г. № 306-ФЗ   «О денежном  довольствии  военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»,  в предмет доказывания  по делу входят обстоятельства, свидетельствующие  о наличии причинной связи  между увечьем (заболеванием) и исполнением  военнослужащим обязанностей  военной службы, требования  истцов  подлежат разрешению по существу по правилам  искового производства.

Требования  о признании незаконным отказа органа социальной защиты населения  в выплате  ежемесячной денежной компенсации, признании права  на  данную компенсацию  и возложении обязанности по её  назначению  по правилам,  установленным  главами  23, 25 ГПК РФ,  в  рамках производства  по делам,  возникающим из публичных правоотношений рассмотрены быть не могут.

Указанная позиция  следует из  разъяснений, изложенных  в п. 17 Постановления  Пленума  Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике  рассмотрения судами дел  об оспаривании решений, действий (бездействия) органов  государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»  

Ответчик. Третье лицо. 

По данной категории  дел состав  лиц,  участвующих в деле,  определяется исходя из характера  спорных правоотношений, а также того обстоятельства,  каким органом осуществляется  пенсионное обеспечение истца.

 В случае  если  пенсионное  обеспечение  истцов – бывших военнослужащих,  членов их семей  осуществляется Министерством обороны РФ, Министерством Внутренних дел РФ  надлежащим  ответчиком по заявленным  требованиям  является  областной военный комиссариат ,  областное УМВД

Если пенсионное обеспечение  клиента  осуществляется Пенсионным фондом  РФ  ответчиком по требованиям о признании права  на выплаты, предусмотренные  ст. 3 Федерального закона  «О денежном  довольствии военнослужащих»,  являются  соответствующие органы социальной защиты населения.

Ввиду того, что финансовое  обеспечение  выплаты  ежемесячной  денежной  компенсации, установленной ч.ч. 9,10,13  ст. 3 ФЗ «О  денежном  довольствии военнослужащих», осуществляется  за  счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по делам  указанной категории в качестве третьих лиц  необходимо указывать Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ,  Федеральную  службу по труду и занятости РФ.

Тезисы судебной практики. 

1. Основанием назначения ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной  ч.ч. 9, 10, 13 ст. 3 ФЗ «О денежном  довольствии военнослужащих», является наличие у бывшего военнослужащего  инвалидности вследствие военной травмы,  установленной федеральным учреждением  медико-социальной экспертизы, либо  заключения  военно-врачебной комиссии, подтверждающей, что смерть военнослужащего наступила  вследствие  военной травмы.Из взаимосвязанных положений ст. 60  ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»,  п. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95, следует, что  установление  причинной связи  увечий (заболеваний) бывших военнослужащих с формулировкой  «военная травма»  относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной  экспертизы.

Понятие «военная травма»  раскрывается  в  п. 7 Разъяснений  «Об определении  Федеральными  государственными  учреждениями  службы  медико-социальной  экспертизы причин инвалидности»,  утвержденных постановлением  Министерства труда  и социального развития РФ от  15.04.2003 г. № 17.

Положениями  вышеприведенной правовой  нормы установлено, что причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее — бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы,  прямо указанных  в данной норме.

При этом факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.  

В отношении военнослужащих  установление  причинной связи  повреждения здоровья (увечья, заболевания)  с  формулировкой  «военная травма»  отнесено  к компетенции военно- врачебной  экспертизы  в  соответствии  с  п. 2 ч. 1  ст.  61 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны  здоровья граждан в РФ»,  п.п. 3, 40, 41 Положения о военно-врачебной  экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства  РФ  от  25.02.2003 г. № 123 (с 01.01.2014 г. Положение о военно-врачебной  экспертизе,  утвержденное  постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565).

Критерии, на  основании  которых  военно-врачебная  экспертиза устанавливает наличие  причинной  связи  повреждения  здоровья  с формулировкой  «военная травма»,  определены  нормой  п. 41  приведенного Положения о военно-врачебной  экспертизе (п. 94  Положения о военно-врачебной  экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565).
2. Инвалиды Великой Отечественной войны, инвалидность которым установлена учреждениями медико-социальной экспертизы  государств бывшего СССР вследствие ранения  при защите  Отечества,  имеют право на выплаты, предусмотренные  ч. 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих». В равной мере указанное право принадлежит  членам  семьи умершего инвалида Великой  Отечественной  войны.3.  В целях реализации права членов семьи военнослужащих, пропавших без вести  в период Великой Отечественной  войны, на выплаты, предусмотренные ч. 9 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих», обстоятельства гибели военнослужащего  подлежат судебной оценке.

4. Военнослужащие, ветераны подразделений  особого риска, вред здоровью которых  причинен  при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, а также члены их семей права на  выплаты, предусмотренные ч.ч. 9,10 ст. 3 ФЗ  от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих», не имеют.

5. Норма  части 11 статьи 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих», которой определен исчерпывающий круг лиц, имеющих право на  получение единовременного пособия  и ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего вследствие  военной травмы, не подлежит расширительному толкованию. Независимо  от  получения  пенсии по случаю потери  кормильца мачеха (отчим)  к категории  получателей  указанных  компенсации не относятся. 

6. Право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч.ч. 9, 10 ФЗ  «О денежном довольствии военнослужащих», является субъективным  правом лиц, прямо поименованных  в норме ч. 11  ФЗ,  и не  переходит к  наследникам в  порядке универсального правопреемства.  

7.  Право  на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную нормами  ч.ч. 10, 13 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих»,  законодатель  не ставит в зависимость от  того, проходил ли гражданин после увольнения с военной службы службу в органах внутренних дел (ФСБ, ФСКН)  или занимался трудовой деятельностью. Временных  ограничений между моментом получения военнослужащим военной травмы, датой его увольнения с военной службы и сроком установления инвалидности вследствие такой травмы не  установлено.  

Автор публикации

Юрист Ермоленко Андрей Владимирович
Владимир, Россия
1. Ведение дел в судах Владимирской области, Москвы.
2. Представительство в госорганах.
3. Недвижимость, строительство, земля. 4. Семейные споры и раздел имущества. 5. Жилищные и наследственные.

Да 16 16

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Malyy, Бозов Алексей, Ермоленко Андрей
  • 03 Июня 2014, 07:42 #

    Весьма полезная подборка по защите прав военнослужащих!

    +4
  • 21 Июля 2014, 15:15 #

    Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 22-П
    ↓ Читать полностью ↓
    «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с жалобой гражданки Г.Н. Куликовой»


    Конституционный Суд признал, что мачеха погибшего военнослужащего не имеет права на ежемесячную денежную компенсацию

    Суд признал соответствующим Конституции часть 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которая не относит мачеху к членам семьи военнослужащего, которые в случае его гибели имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 9 данной статьи.

    Как указал Суд, это не означает принципиального отказа государства от признания за мачехой военнослужащего права на возмещение вреда, причиненного его гибелью. Данный вред может быть возмещен мачехе в форме пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, мачеха не лишена юридической возможности пользоваться соответствующими денежными средствами, выплачиваемыми отцу военнослужащего (своему мужу), если она сохраняет с ним брачно-семейные отношения.

    Вместе с тем, Суд признал, что в ряде случаев отсутствие у мачехи погибшего военнослужащего права на получение указанной компенсации не может адекватно возместить ей причиненный вред. В связи с этим федеральный законодатель вправе расширить круг лиц, которые считаются членами семьи погибшего военнослужащего, имеющими право на получение компенсации.

    В частности, федеральным законодателем к членам семьи военнослужащего могут быть отнесены лица, которые не являются родственниками военнослужащего, но при этом добровольно и длительное время фактически воспитывали и содержали его до достижения совершеннолетия.


    Такое вот, постановление…  Мачехам будет полезно в этой связи ознакомиться и вот с этим:  

    +1

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Денежное довольствие военнослужащих и предоставление им отдельных выплат. » 3 звезд из 5 на основе 16 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации