Привожу в качестве примера, может, кому-то и пригодится.
Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 №25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения…» рекомендует:
«Обратить внимание судов на то, что при определении причин создавшейся аварийной обстановки необходимо установить, какие пункты правил дорожного движения… нарушены и какие нарушения находятся в причинной связи с наступившими последствиями».
Практикой в области судебной автотехники выработаны следующие критерии по определению причинно-следственной связи по делам о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
1. Если изменение фактора, приведшего к последствиям, изменяет эти последствия, то этот фактор находится в причинной связи с этими последствиями.
2. Если изменение фактора, приведшего к последствиям, не влияет на последствия, то данный фактор не находится в причинной связи с этими последствиями.
Эти суждения можно представить в следующей упрощённой схеме:
1. Изменение фактора – изменение последствий – есть причинная связь.
2. Изменение фактора – отсутствие последствий – нет причинной связи.
Так, агрегат может быть неисправным, но работоспособным и эта неисправность не будет находиться в причинной связи с последствиями. Например, тормозные колодки сношены до металла, но торможение эффективно.
Либо неисправность «ручника» — стояночного тормоза, состояние которого не влияет на обычное – экстренное или служебное торможение.
Напротив, неисправность тормозной системы, не позволившая затормозить ТС при опасной ДТС и приведшая к аварии, находится в прямой причинной связи с ДТП, так как изменение данного фактора, то есть исправная тормозная система, позволяет затормозить ТС и тем самым изменяет вредоносные последствия.