Обращения граждан
Жалобы, ходатайства и заявления — один из основных инструментов защиты по уголовному делу. Работа с обращениями также имеет свои принципы и секреты, знать о которых необходимо для получения требуемого результата.Если у Вас много свободного времени и результат для Вас не принципиально важен, Вы можете действовать самостоятельно, не прибегая к помощи адвоката, однако даже в этом случае было бы не лишнем знать некоторые тонкости в работе с жалобами.
Сразу поясню, в данной статье ссылки на нормативные акты будут минимальны, поскольку основной упор в ней делается на разбор тех приемов и методов, которые в законодательстве не отражены. Вместе с тем, прочтение данной статьи не исключает, а наоборот предусматривает обязательное параллельное изучение того-же Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» или соответствующих инструкций МВД и Прокуратуры. Так же в статье не будет рассматриваться вопрос обжалования решений должностных лиц в судебном порядке, поскольку это самостоятельная тема.
Оформление обращения
Обращение гражданина можно условно разделить на три самостоятельных блока:- Реквизиты адресата и отправителя. В народе именуется «Шапкой». Так и будем ее называть в последующем для удобства. В «шапке» указываются наименование и адрес организации или лица, которому вы отправляете обращение, а так же имя (для организации- наименование) и адрес отправителя.
- Описательная часть. В этой части излагается конкретная ситуация послужившая причиной обращения.
- Резолютивная или просительная часть. В ней формулируются конкретные просьбы, требования, ходатайства и пр.
Здесь необходимо понимать некоторые азы работы бюрократической системы. Если Вы пишите обращение на имя прокурора области, не надейтесь, что рассматривать ее будет сам прокурор области. Скорее всего, это обращение даже не попадет ему в руки. Механизм прохождения обращения в прокуратуре (да и в любом другом органе) будет примерно следующий:
Обращение попадает на стол секретаря прокуратуры. Секретарь, передает обращение сотруднику прокуратуры (как правило, это кто-то из замов прокурора), который уполномочен распределять обращения граждан среди исполнителей. Распределение среди исполнителей, как правило, идет либо по территориальной, либо по профильной принадлежности. При этом сам распределяющий практически не вдается в суть жалобы, ограничивая свое участие в ее рассмотрении резолюцией «Х. примите жалобу к рассмотрению, проведите проверку и доложите». После этого, вновь через секретариат, жалоба попадает исполнителю, который уже и будет с ней работать.
Таким образом, если Вы пишете обращение, совершенно необязательно тратить время и силы для того, что бы выяснить фамилию и классный чин руководителя – в большинстве случаев вполне достаточно ограничится указанием названия органа, в который вы направляете свое обращение- «В прокуратуру области», «В Следственный отдел района», « В УВД округа» и т.п.
Если Вы хотите, что бы Ваша жалоба рассматривалась оперативно и эффективно, не поленитесь указать в своем адресе еще и телефон, по которому можно с Вами связаться. Это может понадобиться исполнителю, для того что бы оперативно, не тратя лишнее время, выяснить какие-то заинтересовавшие его подробности, запросить недостающие документы и пр. Естественно, это гораздо проще и быстрее сделать по телефону, чем по почте.
Способы подачи обращений
Теперь общие сведения по механизму подачи обращений в официальные органы. Вообще существует несколько способов подать свою жалобу в организацию. При этом в разных организациях существует своя специфика. Где-то можно подать документы только «с приема», где-то только через ящик для обращений и т.п. Разберем наиболее типичные случаи:Непосредственная подача документов в секретариат организации.
Плюсы
Вы экономите время на пересылку сообщения.
На свой экземпляр обращения Вы получаете отметку о принятии с указанием даты и входящего номера. Порой, наличие такого экземпляра с отметкой о принятии бывает ОЧЕНЬ важным. Например, если есть вероятность, что Ваше обращение «случайно» потеряется.
Минусы
Вы тратите свое время на беготню с обращением. Впрочем, в некоторых организациях секретариаты не выясняют личность посетителя а просто принимают обращение и ставят отметку о принятии. То есть обращение вполне может принести и обычный курьер.
Подача «с приема». Есть такой вариант подачи обращений, когда гражданин должен пройти со своей жалобой или обращением к сотруднику (не секретарю) занимающемуся приемом обращений граждан. Это может быть дежурный помощник прокурора, дежурный следователь и т.п. Только после того, как этот сотрудник изучил Вашу жалобу, ей присваивается входящий номер. Иногда подача документов «с приема» существует в качестве одной из альтернатив.
Плюсы
Возможно, Ваша жалоба имеет какие-то серьезные недостатки, препятствующие ее рассмотрению (например, отсутствие подписи или обратного адреса) В этом случае принимающий ее сотрудник обратит на это Ваше внимание и предоставит Вам возможность эти недостатки исправить.
Как и в случае с подачей в секретариат, у Вас на руках появляется второй экземпляр Вашего обращения с отметкой о принятии.
Есть возможность «поплакаться» сотруднику о своих бедах. Он (подавляя зевоту) Вас выслушает и посочувствует. Кстати подача документов «с приема» — это прямо-таки отдушина для пенсионеров, изнывающих от недостатка общения.
Минусы –
Если Вы не конченный идиот и можете нормально написать и оформить жалобу самостоятельно, подача жалобы «с приема» является для Вас пустой тратой времени (порой до нескольких часов).
Подача жалобы «через ящик». Сотрудники ряда организаций возомнили себя небожителями, которым негоже общаться со всяким «быдлом». В таких организациях на входе установлены ящики для приема обращений граждан. Соответственно, вы опускаете туда свое обращение, а через пару дней звоните в секретариат организации и Вам сообщают входящие данные Вашего обращения, а если снизойдут, то и фамилию исполнителя работающего с Вашим обращением.
Плюсы-
Экономия времени на подачу жалобы (подошел к ящику, кинул туда бумагу и свободен)
Минусы-
Да в общем-то то же, что и при подаче в секретариат.
Направление жалобы по почте.
Плюсы
Вы экономите свое время. Как правило, куда проще дойти до почты, чем ехать черте-куда и ждать очередь перед дверями секретариата.
Порой этот способ единственный в случаях, когда Вашу жалобу по каким-то причинам отказывается принимать секретариат.
Минусы
Придется набраться терпения и подождать, пока Ваша жалоба будет доставлена адресату.
Заказное письмо с уведомлением и описью вложения стоит денег. Да, кстати для сведения: по почте можно отправлять обращения либо простым письмом, либо письмом с уведомлением о вручении, либо письмом с уведомлением и описью вложения. Какой из вариантов выбрать- решать Вам. Все зависит от того, насколько важны направляемые документы. Например, исковое заявление в суд подается письмом с описью вложения, а какую-нибудь незначительную бумаженку можно послать и простым письмом.
Телеграмма
В принципе, это частный случай подачи обращения по почте, однако у него есть несколько любопытных особенностей.
Во-первых, телеграмма вручается почтальоном под роспись (таким образом, у Вас всегда будет возможность доказать факт Вашего обращения, направив запрос в почтовое отделение).
Во-вторых, телеграмма — это самое быстрое почтовое отправление. Ну и наконец, телеграмма – это, от силы, несколько предложений. Далеко не все обращения можно сформулировать так кратко.
В частности, можно привести такой пример использования телеграмм:
Адвокат, вступив в дело обратился к следователю для того, чтобы передать ему в дело ордер. Следователь, а также и секретариат следственного отдела (по указанию следователя) ордер адвоката принимать отказался. Возникла реальная угроза того, что следователь воспользуется возникшей задержкой в получении ордера и проведет с обвиняемым следственные действия в отсутствии адвоката. Адвокат направил ордер письмом с описью вложения и тут же направил телеграмму на имя следователя в которой уведомил его о факте своего вступления в дело. Таким образом следователь был лишен возможности заявить, что «не знал» о вступлении в дело адвоката.
Направление письма по электронной почте. Мало чем отличается от направления письма почтой обычной. Есть сведения, что некоторые организации иногда «теряют» электронные письма. В этом случае Вам может помочь один используемый мной приемчик. Если сроки «терпят», то, не размениваясь на мелочи, идем вот по этому адресу: http://letters.kremlin.ru/. Вот отсюда и направляем письмо на имя нашего Гаранта. Какой-нибудь безвестный чиновник администрации Президента, получив Ваше письмо, распечатает его и в красивом конверте направит в ту организацию, в которой, собственно, это письмо и следовало подать.
Плюсы-
Вы тратите минимум времени на написание и отправку письма.
Вы платите только за Интернет :-)
Письмо не потеряется.
Вы сможете убедиться, что в Администрации Президента люди действительно работают, а не штаны просиживают.
Минусы-
Тратиться много времени на хождение письма по инстанциям.
Да, кстати, не тешьте себя надеждой, что письмо, пришедшее из администрации Президента будут воспринимать как-то «по-особому», во всяком случае, если там не будет пометки «Рассмотрите, направьте ответ заявителю и в Администрацию Президента».
Обращения, заявляемые при производстве следственных действий.
Одним из частных случаев подачи обращения является заявление ходатайства (жалобы, заявления) следователю, ведущему уголовное дело, по которому Вы являетесь одним из участников. Помимо того, что Вы можете подавать свое обращение в порядке изложенном выше, УПК РФ позволяет Вам заявлять ходатайства, подлежащие занесению в протокол того следственного действия, в ходе которого оно было заявлено. В некоторых случаях этот способ наиболее предпочтителен, а порою и единственно возможен. Занесение обращений в протокол следственного действия позволяет моментально реагировать на складывающуюся по делу ситуацию, фиксировать совершаемые нарушения и т.д.
Впрочем, понимают это и сами недобросовестные следователи, в связи с чем стараются в меру собственного разумения препятствовать таким ходатайствам. Так, иногда следователи начинают «дописывать» законы заявляя, что ходатайство в ходе следственных действий можно заявлять только по существу самого следственного действия. Это не так. Каких-либо ограничений на заявляемые ходатайства не предусмотрено. Также следует понимать, что ходатайство в данном случае заявляется в любой момент следственного действия, а не тогда, когда это удобно следователю. Например, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда следователь пытался отложить включение в протокол ходатайства на конец следственного действия. В ряде случаев это носит принципиальное значение.
Следователь говорит, что ходатайство оформлено неправильно, подано несвоевременно, не тем слогом написано, не в том протоколе записано? Так что-ж он волнуется? Ему же проще будет в удовлетворении ходатайства отказать. Надеюсь, у Вас не возникает ощущения что следователь Вам добра желает? :-) В конце концов, если работнику правоохранительных органов так хочется показать свою безграмотность- пусть демонстрирует, но Вы не подписывались с этой безграмотностью мириться.
Практически перед каждым следственным действием Вам разъясняют Ваши права и обязанности, причем делают это под роспись. Таким образом, еще до начала следственного действия как такового, в Ваших руках оказывается протокол в который Вы можете записать собственноручно любые свои обращения.
Даже если Вам дали протокол в самом конце следственного действия никто не может Вам помешать начать свое ходатайство фразой: «Перед началом данного следственного действия мной было заявлено ходатайство, которое следователь отказался вносить в протокол следственного действия…». Дальнейшее- это проблемы следователя. Не стоит искусственно ограничивать свои возможности и свои права.
Одной из специфических проблем подачи обращения является отказ некоторых организаций и должностных лиц в приеме обращений. Особенно часто этим злоупотребляют следственные органы. Отказывая в приеме ходатайства или жалобы, следователь тем самым выигрывает время порой необходимое для того, чтобы провести какие-то следственные действия, исправить допущенные ошибки и т.п.
Еще одна проблема — это «потеря» обращений. То есть иногда возникают ситуации, когда орган, в который направлено обращение «теряет» это обращение и не дает на него ответа. Этим обычно «грешат» и следственные органы, и прокуратура. В обоих случаях важно иметь на руках доказательства поданных обращений- либо экземпляр с отметкой о принятии, либо почтовую квитанцию, либо (на худой конец) хотя бы дату принятия и входящий номер Вашего обращения.
Впрочем, справедливости ради следует сказать, что отказы в приеме обращений или их «утеря» случается не так уж и часто. Обычно «по беспределу» правоохранительные органы работают только в особых случаях, при наличии заказа сверху, либо очень серьезного личного интереса.
Движение обращений по инстанциям
Одной из наиболее распространенных, и в то же время грубейших ошибок в написании жалоб является неправильное определение предмета жалобы.Предположим, что Вы обжалуете решение следователя. Первую жалобу Вы посылаете районному прокурору и по прошествии положенного срока получаете «отписку». Следующая инстанция- это прокуратура области (ну или округа, если дело происходит в Москве). Вот тут и возникает эта самая ошибка. В вышестоящую прокуратуру вновь пишут жалобу на решение принятое следователем. В то же время жаловаться в данном случае надо не на следователя, а на должностное лицо (конкретного помощника прокурора) проводившего проверку по Вашей жалобе, или на того, кто подписал ответ на вашу жалобу.
Если с ходатайствами и заявлениями все более-менее понятно из вышеизложенного, то с жалобами ситуация несколько иная. Пришло время разобраться куда и на кого можно писать жалобы. Прежде всего очертим круг инстанций, с которыми чаще всего предстоит иметь дело в рамках работы по уголовному делу.
Министерство Внутренних дел (в том числе его структурное подразделение — Департамент собственной безопасности).
Следственный комитет.
ФСБ
Прокуратура
Суд
Жалобы можно писать либо в вышестоящее подразделение, либо в надзирающие и контрольные органы (таковыми являются прокуратура и суд).
Если мы жалуемся на действия сотрудника какого-либо подразделения, нашим первым шагом будет направление жалобы непосредственному начальнику данного подразделения. Например, если речь идет о следователе райотдела следственного комитета, то жалоба будет адресована начальнику райотдела.
Предположим, что начальник этого отдела дал ответ, который Вас не устраивает. Соответственно следующая жалоба будет направлена в вышестоящий орган
Что бы в этом вопросе было проще разобраться, нарисуем следующую схему:
Для примера рассмотрим схему взаимодействия СК и Прокуратуры (с МВД, ФСБ ситуации аналогичные).
Как уже было сказано выше, и Следственный Комитет, и Прокуратуру схематически можно представить в виде трехуровневой пирамиды. Низовой уровень (3 и С) это районный уровень, далее следует региональный и федеральный. Соответственно нижестоящая структура подчиняется вышестоящей. (Для Москвы эта схема имеет еще один промежуточный уровень- окружной. Размещается он между районным и региональным, впрочем, суть дела это дополнение не меняет, если Вы разберетесь с предложенной схемой, то и с дополнительным «окружным» уровнем у Вас не возникнет никаких проблем)
Итак, предположим интересующее нас дело расследуется в районном отделе СК (3). Куда следует писать жалобу на неправомерные действия сотрудника?
Первый шаг, это жалоба непосредственному начальнику следователя (3) и в районную прокуратуру ©.
Предположим, в обоих случаях Вам даны ответы, которые Вас не устраивают (жалоба не рассмотрена по существу, не даны ответы на все поставленные вопросы, вообще не дано никакого ответа в установленный законом срок и пр.). В этом случае Вы пишите жалобу уже не на следователя, а на его руководителя которому Вы ранее отправляли жалобу. Жалобу Вы пишите уже в следственные органы регионального уровня (2). При этом, в жалобе Вы указываете на нарушения допущенные не следователем, а его начальником при рассмотрении Вашей предыдущей жалобы.
Аналогично и в случае с районным прокурором ©. Пишется жалоба на его неправомерные действия при рассмотрении предыдущей жалобы.
Как говориться «Лучше один раз увидеть, чем семь — услышать», а потому в приложении приведен образец подобной переписки.
Впрочем, иногда приходится пройти несколько кругов «жалоба-ответ» и в рамках одного структурного элемента. Наверное, вы уже обратили внимание на то, что на низовом уровне пирамиды СК имеется деление на «начальника», «замов» и «исполнителей». Так вот, как правило первый ответ из организации (в данном случае СК) вы получаете за подписью «исполнителя», реже кого-либо из «заместителей руководителя». Соответственно, если полученное решение Вас не устраивает, то следующую жалобу на ответ следует направлять на имя начальника структурного подразделения, а не на в вышестоящее структурное подразделение. Только получив ответ за подписью начальника, можно подниматься на следующий уровень.
Естественно, что подобное деление на начальников, заместителей и исполнителей существует на всех уровнях и иногда «обрастает» дополнительными элементами, однако поняв основной принцип «продвижения по инстанциям» для вас не составит труда разобраться в отдельных частных случаях.
Чем интересна такая система «подъема по инстанциям»? Интересна она прежде всего тем, что существенно повышает Ваши шансы на то, что на каком-нибудь из уровней найдется исполнитель который признает ваши доводы убедительными и примет устраивающее вас решение.
Как и о чем писать жалобы
В самом общем виде можно сформулировать такое требование: «Описательная часть должна содержать достаточную информацию для обоснования последующих требований жалобщика, сформулированную в простом для однозначного понимания стиле и не должна содержать излишней информации «замусоривающей» жалобу.»В большинстве случаев к числу необходимой для жалобы информации относятся место, время, событие обжалуемого события, должности, звания и имена сотрудников, чьи действия обжалуются.
Старайтесь не перегружать (а лучше и вовсе отказаться) от попыток применения в обращениях каких либо литературных изысков, модернистского слога, иносказаний, эмоций и пр. Вы не представляете себе, как это затрудняет чтение жалобы а порой вызывает у работающего с ней чиновника справедливое раздражение. Оно вам надо?
Вообще, если и существуют какие-либо методики и общие приемы написания жалоб, то мне они не известны. Лично я всегда подходил к написанию каждой серьезной жалобы творчески, чего и Вам советую. Есть ли какие-то общие рекомендации в написании жалобы, общие закономерности, типовые приемы? Может быть и есть, да только мне они не известны. Более того, типовые жалобы как установлено, порождают типовые ответы. Только юрист или адвокат сможет выделить суть проблемы, очистить ее от мусора, внятно изложить аргументы и ссылки на нормы права.
Чтобы проверить жалобу на «понимаемость» дайте ее перед отправкой прочитать какому-нибудь человеку со стороны (другу, родственнику, знакомому). Если он не понял, о чем идет речь в жалобе и что конкретно Вы хотите, значит не поймет и тот чиновник, которому Вы ее адресовали.
Учтите, чиновник- ленив и не испытывает большого желания самостоятельно что-то искать или запрашивать, поэтому приложите к жалобе все необходимые нормативные акты, документы, свидетельства и пр.
Составление резолютивной части жалобы
Резолютивная часть жалобы- самая принципиальная. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с замечательно написанными жалобами которые были лаконичны, понятны и мотивированы, однако все портила именно резолютивная часть, которая не содержала нормального вопроса или требования.Вопросы или требования должны быть сформулированы максимально подробно. Учитывайте, что отвечающий Вам исполнитель будет идти по самому простому и очевидному пути ответа и если жалоба допускает краткий и односложный ответ (а вы ожидаете чего-то большего), то получите Вы именно краткий и односложный.
В обращении недостаточно просто изложить свою проблему, необходимо сформулировать конкретные вопросы или требования. Чем чётче и полнее будет сформулирован вопрос, тем меньше у чиновника шансов отвертеться от ответа, или на законных основаниях отказать в удовлетворении жалобы. В свою очередь, такая детализация резолютивной части позволит Вам зафиксировать возможную неполноту ответа и даст официальный повод для последующих обжалований.
Рассмотрение обращений граждан происходит в соответствии с рядом нормативных актов. Взять хотя бы самый основополагающий- Закон «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». Согласно ст. 10 Закона госорган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Соответственно не следует пытаться сформулировать один краткий общий вопрос. Чем больше детальных вопросов будет в обращении, тем полнее его будут вынуждены рассмотреть и на него ответить.
То есть если Вы обжалуете, например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не следует ограничиваться в резолютивной части жалобы одной фразой- «Прошу отменить вынесенное постановление».
Необходимо расписать отдельным вопросом каждый свой аргумент. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, поэтому проще показать на двух конкретных примерах из собственной практики. Обжалуются постановления об отказе в возбуждении дела:
Пример №1
В связи с изложенным прошу:
1.
Провести в отношении начальника ОП №3 УМВД России по г. ХХХ А.М.С на предмет соблюдения им исполнительской дисциплины и выполнении вышеуказанных норм права, при рассмотрении обращений граждан.
2.
В случае согласия с решением об отказе в возбуждении уголовного дела, прошу дать ответ по существу вопросов Заявителя сформулированных в ранее описательной части ранее поданной жалобы на незаконное решение органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела а именно:
— Как, по мнению органов дознания и начальника ОП №3 УМВД России по г. ХХХ А.М.С, гр-н Ч.Р.Х. мог «добросовестно заблуждаться» (то есть считать, что нижеописанные события действительно имели место) утверждая, что «…Ш.Ю.В. в категорической форме потребовал от меня (Ч.Р.Х.) переоформить право собственности на указанное имущество, а в случае отказа пригрозил мне (Ч.Р.Х.) физической расправой, пообещал «пробить голову мне и моим родственникам»…. Я (Ч.Р.Х.) реально опасался исполнения угроз Ш.Ю.В., если не сделаю как требует последний…» (Протокол допроса Ч.Р.Х. по уг. Делу №28372 т. 42 л.д. 112)?
— Какие объективные факты установленные проверкой указывают на «добросовестное заблуждение» гр-на Ч.Р.Х.?
— Какие нормы права позволяют трактовать заявления Ч.Р.Х. о вымогательстве якобы совершенным в отношении него Ш.Ю.В. именно как «добросовестное заблуждение»?
Пример №2
В связи с изложенным повторно прошу:
1.
В повторно вынесенном Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, в качестве одного из мотивов по которым дознаватель не усмотрел состава преступления указано: «…отказ от дачи показаний в суде представляет собой открытое заявление лица о нежелании давать показания в целом по делу».
В случае несогласия с данным выводом лиц проводивших проверку и утверждавших Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прошу дать должную правовую оценку их действиям и принять меры к устранению нарушений закона.
В случае согласия с указанным утверждением оперуполномоченного П.Ю.В. прошу разъяснить, где в ст. 308 УК РФ либо судебной практике, содержится указание о том, что отказ давать показания должен относиться к делу «в целом».
2.
В Постановлении в обосновании законности отказа свидетелей отвечать на вопросы защиты указано, что данный отказ «…был мотивирован последними (свидетелями), как возможность стороны защиты, при сопоставлении представленной им информации с имеющейся в материалах дела без труда рассекретить их личности».
В случае несогласия с данным выводом лиц проводивших проверку и утверждавших Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прошу дать должную правовую оценку их действиям и принять меры к устранению нарушений закона.
В случае согласия, прошу указать на нормы закона, предоставляющее засекреченным свидетелям право, вопреки требованиям ст. 308 УК РФ, отказаться отвечать на вопросы по изложенной в Постановлении причине.
3.
В Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, оперуполномоченный ОУР Б.Э.К. мотивируя свое нежелание истребовать протокол судебного заседания сослался на ст. 259 УПК РФ из которой он, якобы, вычитал, что копия протокола судебного заседания «изготавливается только по письменному ходатайству участника заседания, к коим Отдел полиции №1 УМВД России по г. ХХХ не относится».
В случае несогласия с данным выводом лиц проводивших проверку и утверждавших Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прошу дать должную правовую оценку их действиям и принять меры к устранению нарушений закона.
В случае согласия, прошу разъяснить, откуда в тексте ст. 259 УПК РФ появилось вышеуказанное ультимативное ограничение на круга лиц имеющих право на получение протокола судебного заседания? Почему, оперуполномоченный ОУР Б.Э.К. решил, что он является стороной судебного заседания (а в указанной статье идет речь именно о правах участников судебного заседания) и его права ограничены требованиями ст. 259 УПК РФ? Почему проводя проверку он «постеснялся» воспользоваться применяемом в таких случаем положением ст. 144 УПК РФ на основании которой он прямо наделен правом истребовать необходимые для проведения проверки документы? Если же оперуполномоченный ОУР Б.Э.К. игнорирует права которыми он наделен ст. 144 УПК РФ то каким образом ему удалось получить Приговор по делу, в то время как он, согласно ст. 312 УПК РФ, вручается только участникам процесса «к коим Отдел полиции №1 УМВД России по г. ХХХ не относится»?
4.
В обоих Постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела не исследовался и не решался вопрос о наличии в действиях свидетеля «Федотова П.П.» признаков состава преступления предусмотренного ст. 307 УК РФ — дача заведомо ложных показаний, о чем, с приведением конкретного факта и цитат из протокола судебного заседания указывал в своем обращении Заявитель.
В случае согласия с вышеизложенным доводом Заявителя, прошу дать правовую оценку действиям лиц, осуществлявших работу с обращением Заявителя и принять меры к устранению допущенных нарушений закона.
В случае с несогласием, прошу указать- какие меры приняты уполномоченными на то лицами для изучения вышеуказанного довода Заявителя, какое решение принято в отношении «Федотова П.П.», какие нормы права послужили основанием для этого вывода и как все это отражено в Постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела?
5.
На основании изложенного, в случае согласия с вышеизложенными доводами Заявителя о нарушениях допущенных в ходе проведения проверки по его обращению, прошу провести служебную проверку в отношении Врио заместителя Министра- начальником полиции МВД по ХХХ Ф.А.Б и принять меры к устранению допущенных им нарушений.
Сроки рассмотрения жалоб
Как я уже сказал выше, в этот публикации я не ставил целью разбор тонкостей законодательства. Как правило срок рассмотрения обращений в госорганы или к должностным лицам (в ту же прокуратуру, например) составляет один месяц. В некоторых случаях этот срок может продлеваться еще на месяц. Следователь должен рассмотреть ходатайство полученное в рамках расследования уголовного дела не позднее трех дней. Короче говоря, сроки в каждом конкретном случае могут быть разными, так что работая с жалобами держите под рукой соответствующие законы.Впрочем, некоторые общие рекомендации могут быть даны.
Во первых, «общаясь» с чиновником по почте учитывайте, что сроки пересыла корреспонденции в сроки ответа не входят. Так же далеко не всегда следует ждать получения ответа на обращение для того, что бы написать следующее. Иногда, в случае когда ответ заранее известен, можно написать жалобу в вышестоящую инстанцию. Это может несколько ускорить переписку.
На кого и кому следует писать жалобы
Соотношение ведомствПроще всего будет дать исчерпывающий перечень вариантов:
На сотрудника МВД, ФСБ (не важно, следователь ли это, оперуполномоченный, участковый или кто-то еще)
– непосредственному начальнику,
— в прокуратуру надзирающую за данным подразделением МВД (ФСБ),
— по некоторым категориям решений- в районный суд (т.е. суд, на территории которого находится конкретное подразделение)
На сотрудника Прокуратуры
— непосредственному начальнику данного сотрудника
— по некоторым категориям решений- в районный суд (т.е. суд, на территории которого находится конкретное подразделение)
На судью
— жалоба на судью (не путать с апелляционной или кассационной жалобами)) может быть принесена только в ограниченных случаях, только в квалификационную коллегию судей и только по фактам нарушения судьей Кодекса судейской этики.
Отдельно следует сказать о различных «экзотических» адресатах Ваших обращений- Президенте РФ, депутатах Государственной Думы, уполномоченном по правам человека, ООН, Правозащитной организации «Мемориал», Папе Римском и пр. Эффективность обращений во все перечисленные (и еще массу не перечисленных) инстанций какому-либо серьезному анализу не поддается. В подавляющем большинстве случаев из этих ведомств Вы либо получите отписки, либо вообще ничего не получите. Как правило, едва начавшееся общение с многочисленными «уполномоченными по правам» заканчивается получением бумажки с ответом типа- «Уведомляем, что Ваша жалоба направлена в прокуратуру (МВД, ФСБ и пр.)» Стоит ли тратить время и силы на подобное общение- решать Вам, а автор оставляет за собой право не тратить свои время и силы на описание взаимодействия с этими любопытными, но, как правило, бесполезными инстанциями.