Еще в своей дипломной работе, посвященной гражданско-правовой ответственности я писал:
«Предположим, что автомобиль лица А в результате дорожно-транспортного происшествия, происшедшего по вине лица Б. получил повреждения. В результате составленного экспертом заключения потерпевшей стороне для восстановления автомобиля необходимо затратить 50 000 рублей, но данная сумма включает в себя расходы на приобретение новых деталей. С учётом же износа, допустим 50%, уничтоженные детали либо детали, замена которых необходима, будут стоить 25 000 рублей. Возникает вопрос, а на какую же сумму реального ущерба может претендовать лицо А? Мы можем ответить, что 25 000 рублей, так как амортизационный износ автомобиля составляет 50%, как и решил один из составов ФАС СЗО по делу № А56-24137/99. Мотивировка постановления была следующей: «Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб)… На момент дорожно-транспортного происшествия автомашина, принадлежащая истцу, имела износ 58%. Следовательно, узлы и детали автомашины, подвергшиеся замене, имели такой же износ и их стоимость в момент причинения вреда была ниже стоимости новой детали. Поэтому, определяя размер ущерба истца как затраты истца на ремонт автомашины без учета амортизационного износа, суд возлагает на ответчика обязанность возместить затраты владельца поврежденной автомашины на улучшение этой вещи, что противоречит статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Встав на изложенную позицию, мы впадаем в тот вид крайностей, при которых в гражданско-правовой ответственности видится лишь одна голая восстановительная функция, хотя как уже отмечалось выше данное правовое явление богаче и шире.
При таком решении вопроса потерпевшая сторона компенсирует лишь 50 % той суммы, которую она потратит на восстановление своего права. Данные расходы будут произведены исключительно как прямое следствие правонарушения, несмотря на то, что действительно автомобиль будет частично обновлён.
Однако если бы не было дорожно-транспортного происшествия по вине лица Б, то не было и этих расходов лица А. Можно ли считать, что получив полную сумму 50 000 рублей будут нарушены принципы компенсационности и лицо А неосновательно обогатиться за счёт Б? Справедливо ли такое распределение рисков?
Возможно, что у лица А не будет 25 000 рублей, которые он сможет дополнительно израсходовать для восстановления своего автомобиля. Конечно, можно представить себе ситуацию, когда лицо А будет где-то искать именно те узлы и детали, износ которых не более 50%, но такая ситуация будет больше напоминать абсурд.
Чтобы ещё более подчеркнуть её неразумность представим, что произошёл залив квартиры в многоквартирном доме и потерпевшей стороне отказывают в требованиях по убыткам, представляющим сумму потраченную на новые обои, ссылаясь на то, что у старых 70% износа, а, следовательно, подлежит возмещению лишь 30% затраченных сумм.
На наш же взгляд вышеприведённый судебный акт и толкование норм ст. 15 ГК нарушают те простейшие принципы справедливости и разумности, на основании которых весь риск неблагоприятных последствий правонарушения возлагается на ответственное лицо.
Справедливости ради отметим, что в судебно-арбитражной практике существует и поддерживаемый нами подход, что подтверждается постановлением от 29 мая 2002 года по делу № А05-11377/01-602/4, где кассационная инстанция приняла отстаиваемую в данной работе позицию о необходимости полной компенсации убытков без учёта амортизации транспортного средства».
В настоящее время аналогичную позицию поддержал ВС РФ. Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» теперь прямо предусматривает: «Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества».
Иначе говоря, только закон или договор может установить иное правило. При его отсутсвии существуется презумпция соответствия расходов на восстановление не нового имущества убыткам, которую должен опровергнуть ответчик. По крайней мере в части ремонта поврежденных транспортных средств точно не существует более разумного иои распространенного способа, чем установка новых деталей.
Сторонники той позиции, которая исходила из того, что полная компенсация ставит потерпевшее лицо в более хорошее благоприятное положение, не учитывали то, что именно причинители вреда создавали причину несения затрат. Так почему же их итересы имели приоритет над интересами тех, чьё имущество они повредили. Справедливость восторжествовала.