Поступила на службу к нам в районный отдел молодая девушка, Ольга, недавно с красным дипломом завершившая обучение в Тюменском университете. Ольга была очень общительна, обаятельна, легко сходилась с людьми. Сразу завела себе массу знакомств во всех службах РУВД.
Спустя несколько месяцев, немного поднаторев в нашем деле, Ольга перебралась в следствие. И тут, как гром среди ясного неба, происходит с ее участием одно из ряда вон выходящее происшествие.
Следователь Ольга, движимая желанием общаться, решила заглянуть к своим уже хорошим знакомым — участковым, у которых был в РУВД свой кабинет для суточных дежурств. Заходит к ним. Двое участковых стоят, не обращая на нее внимания, и о чем-то между собой разговаривают. А на столе у них лежит охотничий нож, видимо недавно у кого-то изъятый.
Ольга берет нож в руки, рассматривает, затем подходит к одному из участковых и приставляет острие ножа ему к спине. Как она сама потом рассказывала, хотела немного пошутить. Нож только приставила, а он, словно живое существо, оказавшееся в своей стихии, как в масло, стал погружаться в тело человека. Видимо это одно из свойств холодного оружия, которое шуток категорически не понимает.
Когда Ольга опомнилась, клинок вошел в тело участкового уже на несколько сантиметров...
Итог: участкового увезли на скорой в больницу — проникающее ранение легкого, относящееся к категории тяжких телесных повреждений, опасных для жизни.
Юридический анализ
Участковый в звании капитана милиции находился в форменной одежде при исполнении служебных обязанностей. Составов преступлений, предусмотренных статьями 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 318 ч.2 УК РФ (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти) в действиях Ольги, конечно, нет, так как даже объективная сторона составов, квалифицирующая данные деяния, требует наличия взаимосвязи покушения со служебной деятельностью потерпевшего, а субъективная сторона требует наличия только прямого умысла со стороны нападающего, то есть желания наступления данных последствий.
С точки зрения обвинения можно попытаться углядеть в ее действиях п.«а» ч.2 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в отношении лица, выполняющего служебную обязанность или исполняющего общественный долг).
Обвинение может рассуждать так: прямого умысла у Ольги, конечно, нет, но, приставляя предмет, являющийся холодным оружием, к жизненно важным частям тела потерпевшего, она не могла не понимать, что может ему причинить тяжкие повреждения. Косвенный умысел, согласно ч.3 ст. 25 УК РФ требует того, чтобы лицо не желало, но сознательно допускало наступление общественно опасных последствий либо относилось к ним безразлично. Косвенного умысла достаточно для субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 111 УК РФ.
В данном случае для ст. 111 УК РФ в действиях Ольги нет и косвенного умысла, так как она не предвидела наступления таких последствий и, уж конечно, их не желала. Но с нашим правосудием этот умысел у Ольги можно отыскать и даже осудить ее по этой статье.
Если же смотреть на вещи объективно, то действия Ольги должны квалифицироваться по ч.1 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Объективная и субъективная сторона данного преступления полностью вписываются в действия и мотивы Ольги. Легкомыслие и небрежность.
ст. 26 УК РФ — преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
ст. 26 УК РФ — преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Продолжение
Участковый выжил и претензий к Ольге не имел, привлекать ее к ответственности не желал. Руководству РУВД поднимать эту тему тоже было ни к чему. Шутка ли: следователь в помещении отдела средь бела дня ткнула ножом участкового, причинив ему тяжкие телесные повреждения. За такие дела могут кое у кого и погоны с плеч слететь. Так что историю всем было выгодно замять, что и было сделано.
Ольга осталась работать следователем. Но после этого, если она заходила ко мне в кабинет, а у нее была нехорошая привычка хватать со стола колюще-режущие предметы, я выработал такую тактику поведения с ней: «Положи шило на место и отойди от меня подальше!» А то, кто ее знает, ткнет ненароком, а потом скажет, что хотела пошутить.
Но это еще не конец. Прошло полгода. Ольга находилась на суточном дежурстве. Теплой летней ночью она вышла подышать воздухом на крыльцо РУВД. Смотрит, а возле крыльца стоит милицейский уазик, ключи в замке зажигания. Милиционеры-водители видимо думали, что нет таких дураков, чтобы угонять милицейскую машину от здания отдела.
Ольга от нечего делать решает прокатиться. Залезла в машину, завела, поехала. Только она не приняла во внимание то обстоятельство, что при нашем
Одним словом, машина у Ольги, как норовистая кобыла, понесла, а остановить ее девушка была уже не в состоянии. Результат: въехала в дерево и разбила у машины весь перед. Разумеется, если бы не авария, то никто бы об этой выходке и не узнал, подумаешь, прокатилась. Ну а тут, деваться некуда.
С дежурства Ольгу сняли сразу. Утром оперативно уволили «по собственному желанию». Руководство РУВД хотело сгоряча возбудить в отношении нее уголовное дело за угон (состав ст. 166 УК РФ — неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством (угон), налицо), но в очередной раз хорошенько подумав, решило сор из избы не выносить.
P.S. Какой же напрашивается вывод? Господа адвокаты и просто граждане, не оставляйте ключи в замках зажигания своих машин, даже если вы паркуете их возле отдела полиции. И самое главное, общаясь с девушками-следователями, не теряйте бдительности, берегите свое здоровье и не поворачивайтесь к ним спиной.