Несколько моих последних дел- яркие тому примеры. Все неотвратимо были связаны с проведением судебных (и не только) экспертиз.
Когда человек приходит с проблемой, задачу свою вижу, в первую очередь, в том, чтобы показать перспективы разных вариантов ее решения. Не в последнюю очередь- финансовые. Часто затратность будущего процесса многих останавливает от того, чтобы его затеять или буйно возражать по уже предъявленному иску. И госпошлины касается (по имущественным требованиям она может быть «кусачей», а отсрочку/рассрочку/уменьшение размера получить сейчас крайне сложно), и расходов на собирание доказательств, т.е., в первую очередь, оплату экспертиз.
В гражданском/арбитражном процессе действует святое правило: каждый должен доказать то, что утверждает или возражает.
Наиболее распространенные ситуации, когда доказательством является экспертное заключение, — споры о судьбе имущества (разделы имущества между супругами, если возникает спор о его стоимости), о возмещении вреда (порча квартиры в результате затопления или пожара, например), и о качестве товара/работы/услуги.
В ряде случаев закон обязывает провести экспертизу до того, как произошло обращение в суд. Если эти расходы не являются достаточным «тормозом», то- увы! даже такая экспертиза может быть не последней.
Например.
Потребитель предъявляет требование к продавцу о расторжении договора купли- продажи и возврате уплаченных денег. Первоначальную экспертизу качества обязан провести продавец (см. ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Если экспертиза продавца не в пользу покупателя, то покупатель возмещает ему затраты на ее проведение и остается при своей покупке.
Дальше, если упрямый потребитель не согласен с этой экспертизой (они, и в самом деле, могут быть сомнительными), уже его проблема- доказать наличие дефекта в товаре. Потому что «свою часть» продавец уже доказал- с товаром все в порядке.
Если потребитель следом делает свою (досудебную) экспертизу, здесь тоже возможны разные варианты- как в пользу потребителя, так и против. Если против, то потребитель, вероятнее всего, в суд после этого не пойдет- понятно, почему.
Но если экспертиза в пользу потребителя, то он инициирует процесс, и судья имеет «прекрасный» расклад из двух экспертиз с противоположными выводами. Что будет делать суд, какую выбирать?
А не будет ничего выбирать, назначит судебную.
Судебные стоят чуть дороже внесудебных, потому что доказательственную силу имеют бОльшую: ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения- уголовная (разъясняет ее только суд). И тут главная интрига в том, кто будет за нее платить и когда. С точки зрения ГПК РФ вопрос «когда» стоять, конечно, не должен- только предоплата, но суды это требование не всегда соблюдают, обязывая экспертов провести ее бесплатно, а оплату возлагают потом на «проигравшую» сторону. Это проблема, и что с ней делать- эксперты не знают. За неисполнение судебного акта (а определение о назначении экспертизы это он и есть) — штраф, отказаться от проведения- нельзя. Бегай потом за проигравшей стороной, взыскивай оплату....
Итого имеем: расходы потребителя на две досудебные экспертизы (свою и ту, что провел продавец), плюс еще и судебная (часто суд решает вопрос оплаты поровну).
Да, если дело будет, в итоге, выиграно, то по закону все эти расходы возмещает проигравшая сторона. Но мы опять сталкиваемся с проблемой исполнения имущественных судебных решений.
Сэкономть можно, если потребитель самостоятельно не будет проводить вторую экспертизу, а сразу предъявит иск и попросит назначить судебную. Но в этом случае 100% будет платить за нее сам, ибо, как я уже сказала выше, на данном этапе продавец свою часть дела доказал, и уже проблема потребителя- опровергнуть это доказательство.
Второй распространенный пример: возмещение вреда.
Банальное затопление квартиры по вине собственника, т.е. если неисправность не касается общего имущества МКД.
Продвинутые будущие истцы заказывают экспертизу стоимости приведения жилья в доаварийное состояние, предъявляют результат виновнику. Виновник делает удивленные глаза и волосы дыбом, и идет в альтернативное экспертное заведение. Там цифры вряд ли будут существенно ниже, но разница может достигать 30-50 тысяч рублей, а это для многих не мелочь.
И дальше повторение вышеизложенного примера: 2 экспертизы досудебных, третья судебная с интригующим раскладом по оплате, но… может быть и повторная судебная, с аналогичной интригой. И не исключено, что на ответчика «повесят» расходы по двум судебным в полном объеме, помимо той, которую он уже сам провел. И дело он проиграет в какой-то части, безусловно (.т.е. какой-то ущерб взыщут все равно), но итоговая разница с тем первым счетом, который предъявил к оплате тогда еще будущий истец, может быть минимальной. И суд взыщет этот ущерб+оплату экспертизы + на ответчике будут висеть еще две. Да, пропорционально размеру удовлетворенных требований, но — см. выше- разница между первым счетом и окончательным, установленным судом, может быть минимальной. А, стало быть, и пропорция сильно в минус ответчику.
И лучше бы ему не думать о том, сколько он потратил, в общей сложности, на все судебные разбирательства (расходы на юристов не забываем, госпошлину!), ради желания отыграть в свою пользу 20-30 тысяч в первом, завышенном счете.
Ну и самые долгие споры: о разделе имущества между супругами. Если имущества нажили много, то делить можно долго, периодически находя какие-то еще документы о его приобретении, увеличивая требования, настаивая на альтернативных экспертизах… Для мазохистов удовольствие гарантировано.
Вывод один: далеко не все я могу предвидеть и просчитать наперед, и уж тем более- повянет ли «боевой дух» доверителя в процессе самого разбирательства, которое может затянуться на многие месяцы и обрасти счетами за мою работу и работу экспертов. Но знать о том, что все это может привести к результату в стиле «овчинка выделки не стоит» — нужно заранее. И принимать решение, честно отдавая себе в этом отчет.
Впрочем, остановиться в любой момент процесса тоже никто не запрещает.