Взяв на юридическое сопровождение деятельности одну из управляющих компаний г. Домодедово Московской области, я сразу же столкнулся с кучей судебных исков от монополистов в лице Мосэнергосбыта, Домодедовского водоканала и Теплоэнерго. Иначе говоря, исков от поставщиков коммунальных ресурсов.
Требования, как водится, одно, взыскание основного долга (ну не платит народ вовремя) и законной неустойки, причем не той, что прописана в ст. 155 ЖК РФ, для населения, которую неплательщик обязан уплатить за каждый день просрочки начиная с 31-го дня в размере 1/300 ставки ЦБ, а другой, введенной Федеральным законом 03.11.2015 N 307-ФЗ, согласно которому были внесены изменения в соответствующие статьи в законы «О водоснабжении и водоотведении», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» согласно которым
Управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты.....
Почувствуете, как говорится, разницу, неустойка идет сразу же на следующий день после оговоренной в договоре поставки даты оплаты, да и ставка совсем другая, если эти статьи закона дочитать до конца.
И плевать монополисты хотели на то, что неустойку в большем размере заплатит в конечном итоге население за счет средств которые должны идти на ремонт и содержание дома.
Позиция юридических служб, известных мне, управляющих контор одна, просить суд применить ст. 333 ГК РФ, снизить неустойку в виду её несоразмерности, на что суд может пойти, а может и не пойти, а если и пойдет, то монополист может и апелляцию подать, что в моем случае и произошло. Апелляция отменила решение суда первой инстанции о снижении неустойки и взыскала её, как и хотел монополист, по полной программе в точном соответствии со ст.13 ФЗ «о водоснабжении и водоотведении».
В процессе написания кассационной жалобы пришлось искать противоядие, в виде такой правовой позиции, которая позволяла бы не просить «Христа ради», а требовать применения ст. 155 ЖК РФ где неустойка меньше и начисляется позднее.
Моя правовая позиция следующая
Согласно ч.5 ст.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и с их оплатой положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Так как предмет спора это порядок расчета неустойки, за несвоевременно оплаченный потребителями коммунальный ресурс поставленный в жилые дома, то данные правоотношения регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 ст. 4 ЖК РФ), которое состоит из Жилищного Кодекса и (в данном случае) Постановления правительства РФ от 6 мая 2011г № 354 (далее Правила № 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу, потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
При этом, цена коммунального ресурса, которую платит конечный потребитель управляющей организации, равна цене, которую платит управляющая организация ресурсоснабжающей.
Следовательно, деятельность управляющей организации по снабжению потребителя коммунальным ресурсом не является предпринимательской, поскольку она не имеет своей целью, согласно абз.3 ст. 2 ГК РФ, систематическое получение прибыли от продажи коммунального ресурса.
Таким образом, правоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией имеют признаки агентского договора (ст. 1005 ГК РФ), согласно которому управляющая организация (агент) обязуется совершить по поручению собственников помещений в многоквартирном доме (принципала) действия по оплате коммунального ресурса от своего имени, но за счет принципала.
Согласно абз.3 ч.1 ст. 1005 ГК РФ, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала, в следствие чего, гражданско-правовая ответственность в виде пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, предусмотренная ч.14 ст. 155 ЖК РФ, возникает у собственника помещения, причем, увеличение установленных ч.14 ст. 155 ЖК РФ размеров пеней не допускается.
Следовательно, размер законной неустойки, которую вправе требовать монополист с управляющей компании не может превышать неустойку которую вправе требовать управляющая компания с потребителя, собственника помещения многоквартирного дома и которая определена императивной нормой ч.14 ст. 155 ЖК РФ.
Резюмируя вышеизложенное, законная неустойка, которая прописана в специальных законах «О водоснабжении и водоотведении», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» может быть применена только в том случае, если управляющая компания предоставляет коммунальные ресурсы не в многоквартирный жилой дом, а к примеру в офисное здание, в торговый центр, парковку и т.п.
Надеюсь, что я прав, но может быть и чего-то и не учел, буду признателен за дельные замечания.