Уважаемые коллеги!
Я являюсь управляющим партнером Адвокатского бюро «ОПОРА» Приморского края, а, по совместительству, членом Совета при Адвокатской палате Приморского края и председателем комиссии по защите профессиональных прав адвокатов при Совете Адвокатской палаты Приморского края.
Так получилось, что наш коллега «по цеху» и мой друг (скрывать этого не буду) стал предметом уголовного преследования при следующих обстоятельствах.
С 29.08.2016 на основании соглашения об оказании юридической помощи мой коллега и адвокат Щекалёв Д.В. принял на себя обязательство по выполнению юридических услуг для Централизованной религиозной организации «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России» (в простонародье – мормоны) в правоохранительных органах и судах Российской Федерации, а также осуществлял представительские функции по заданиям указанной организации.
Суть проста – в помещение организации, по мнению адвоката Щекалёва Д.В. подбросили диски кустарного производства с порнухой, что никак не подтверждается и не опровергается. Короче, есть диски в библиотеке, посещение которой не контролируется (любой может зайти, что-то взять, положить и выйти, никем это не фиксируется), есть факт нахождения этих дисков в этой библиотеке, а соответственно нет и не может быть подозреваемых или обвиняемых по делу – это понятный факт.
Адвокат Щекалёв Д.В., которому я поручил это дело, успешно «купировал» ряд следственных действий, «выполнял» все прихоти следственного органа по «затягиванию» следствия, которое стоит на контроле везде и по всякому…
19.06.2017 старший следователь СО по Фрунзенскому району г. Владивостока СУ СК РФ по Приморскому краю майор юстиции Котлевский В.В. без обоснования причин и оснований, только лишь со ссылкой на то, что в его производстве находится материал проверки № 14.269пр-2017, зарегистрированный в КРСП отдела 19.06.2017, запросил в Адвокатской палате Приморского края:
выписку из приказа о назначении адвоката Щекалёва Д.В. на должность и присвоении ему статуса адвоката (уже смешно бы было, если бы не последствия…);
характеристику на него как на адвоката.
Об этом стало известно адвокату Щекалёву Д.В., который рассказал мне об этом факте как управляющему партнеру Бюро.
Поскольку подобным запросом следователя фактически производился сбор сведений о нем, как адвокате, он 21.06.2017 обратился лично к следователю Котлевскому В.В. с просьбой разъяснить, в связи с чем проводится проверка, по которой следователем запрошены сведения о его личности, но получил устный отказ в разъяснении без объяснения причин с формулировкой, что, если он понадобится, то его вызовут.
Рассказав мне об этом факте, Щекалёв Д.В. заключил соглашение об оказании юридической помощи с адвокатами АБ «ОПОРА» Приморского края, в соответствии с которым такую помощь ему стал оказывать непосредственно я.
22.06.2017 около 12 час. 00 мин., я, действуя в соответствии с условиями заключенного со мною соглашения, в целях защиты прав и законных интересов адвоката и гражданина Щекалёва Д.В. прибыл в следственный отдел по Фрунзенскому району г. Владивостока СУ СК РФ по Приморскому краю непосредственно к старшему следователю Котлевскому В.В. и, находясь у него в рабочем кабинете, предъявил свое удостоверение адвоката, разъяснил, что осуществляю защиту прав и законных интересов Щекалёва Д.В. на основании заключенного соглашения об оказании юридической помощи по материалу доследственной проверки, по которому старший следователь Котлевский В.В. запросил характеристику на Щекалёва Д.В. как на адвоката, то есть фактически осуществляет сбор персональной информации в отношении него.
Кроме того, я попросил старшего следователя Котлевского В.В. принять у меня имевшееся с собой письменное ходатайство, заявляемое в порядке ст. 119 УПК РФ, с приложенным ордером адвоката, а также попросил разъяснить, в связи с чем в отношении Щекалёва Д.В. производится доследственная проверка или в связи с какими обстоятельствами следователь запросил характеристику на него.
Разъяснять, в связи с чем в отношении Щеалёва Д.В. производится доследственная проверка или в связи с какими обстоятельствами следователь запросил характеристику на него, старший следователь Котлевский В.В. отказался, мотивируя тем, что он может запрашивать любую информацию и в отношении любых граждан, а разъяснять, в связи с чем, не обязан.
На мои настойчивые просьбы принять мое ходатайство в порядке ст. 119 УПК РФ лично, старший следователь Котлевский В.В. сослался на приказ СК России от 11.10.2012 N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», которым утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, в соответствии с которым, по его мнению, он не должен лично принимать мое ходатайство, заявляемое в порядке ст. 119 УПК РФ, а я могу отнести и сдать свое ходатайство в канцелярию следственного органа.
На это я разъяснил старшему следователю Котлевскому В.В., что упомянутый им приказ не регламентирует порядок заявления, приема и регистрации ходатайств, заявляемых в порядке ст. 119 УПК РФ, а регламентирует организацию приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, а вот ч. 2 ст. 119 УПК РФ напрямую требует заявлять ходатайства подобного рода непосредственно дознавателю, следователю либо в суд, при этом УПК РФ не содержит норм, регламентирующих хоть какие-либо взаимоотношения между адвокатом и канцелярией следственного органа, и вновь просил следователя лично принять у меня ходатайство.
В приеме ходатайства старший следователь Котлевский В.В. мне отказал и вновь предложил отдать мое ходатайство в канцелярию следственного органа, что я и был вынужден сделать.
На указанное бездействие следователя Котлевского В.В. мною была подана жалоба (в порядке ст. 125 УПК РФ) во Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, в котором 30.06.2017 было вынесено постановление, которым указанная жалоба возвращена мне без рассмотрения, так как я не указал нарушение конституционных прав (в жалобе очень подробно как раз это и было расписано).
21.07.2017 постановление суда от 30.06.2017 было мною обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Приморского краевого суда, информации о назначении даты судебного заседания в настоящее время нет.
Также бездействие следователя Котлевского В.В. мною 22.06.2017 было обжаловано прокурору Фрунзенского района города Владивостока в порядке, предусмотренном ст. 123 УПК РФ.
На указанную жалобу поступил ответ заместителя прокурора Фрунзенского района города Владивостока младшего советника юстиции Рудницкого М.П. (исх. № 1р-2017/3200 от 26.06.2017), согласно которого моя жалоба была направлена для рассмотрения руководителю СО по Фрунзенскому району города Владивостока СУ СК РФ по Приморскому краю капитану юстиции Штанченко С.Г. (мне непонятно, какие меры прокурорского реагирования, о принятии которых я просил, может сделать руководитель следственного органа).
Данный ответ и решение заместителя прокурора Рудницкого М.П. 21.07.2017 мною было обжаловано прокурору Фрунзенского района города Владивостока Толмачеву Е.В., ответа до настоящего времени нет.
Вместе с тем, ответа нет и от руководителя следственного органа, который по закону должен был разрешать жалобу, направленную ему на рассмотрение прокурором.
Кроме того, хочу отметить, что до настоящего времени меня не уведомили о принятом решении по указанному выше моему ходатайству, заявленному следователю Котлевскому В.В.
Кроме того, 06.07.2017 старший следователь СО по Фрунзенскому району города Владивостока СУ СК РФ по Приморскому краю старший лейтенант юстиции Колесникова Л.А. произвела опрос адвоката Щекалёва Д.В. в моем присутствии по некому материалу доследственной проверки.
На вопросы, в связи с каким фактом и какими обстоятельствами производится опрос Щекалёва Д.В., следователь Колесникова Л.А. пояснила, что не сообщит, по какому поводу производится опрос, а вот вопросы она, по ее мнению, имеет право задавать любые.
От опроса Щекалёв Д.В. не отказался, при этом в ходе опроса, из смысла задаваемых вопросов нам стало понятно, что опрос связан с его адвокатской деятельностью по соглашению об оказании юридической помощи, заключенного с Централизованной религиозной организацией «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России», но чем именно осталось без разъяснений со стороны следователя.
В ходе опроса следователю было сообщено о том, что до момента опроса до нашего сведения так и не довели решение, принятое по результатам рассмотрения моего ходатайства от 22.06.2017, то есть фактически Щекалёв Д.В. лишен возможности давать какие-либо объяснения, так как не знает, по какому поводу проводится проверка. Далее давать какие-либо объяснения Щекалёв Д.В. отказался.
19.07.2017 по результатам доследственной проверки было возбуждено в отношении Щекалёва Д.В. уголовное дело и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю полковником юстиции Уткиным А.О. по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 294 УК РФ.
Вот текст указанного постановления: 19.04.2017, в период с 07 часов 10 минут до 21 часа 10 минут, Щекалёв Д.В., состоящий в должности адвоката Адвокатского бюро «ОПОРА», на основании решения заседания Совета Адвокатской палаты Приморского края от 19.01.2012 № 1, действуя совместно и согласованно с Косаревой Т.В. и иными неустановленными лицами, получив информацию о проведении в нежилом помещении № 805, расположенном по адресу: г. Владивоток, ул. Мордовцева, д. 3, следователем следственного отдела Лубенцом В.С. в рамках расследования находящегося в его производстве уголовного дела № 154431, возбужденного 23.01.2017 следственным отделом по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 242.1 УК РФ, по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 242.1 УК РФ, по факту обнаружения в помещении, занимаемом Централизованной религиозной организацией «Религиозная ассоциация церкви Иисуса Христа», расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Мордовцева, д. 3 оф. 805, материалов порнографического характера с изображением несовершеннолетних, обыска, достоверно зная, что следователем изымаются предметы имеющие значение для уголовного дела, в том числе компьютерная техника и электронные носители информации, умышленно, с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию уголовного дела сокрыли подлежащие изъятию и имеющие значение для уголовного дела предметы, чем вмешались в деятельность следователя следственного отдела по Фрунзенскому району города Владивосток по всестороннему, полному и объективному расследованию уголовного дела № 154431.
Из текста постановления о возбуждении уголовного дела вообще непонятно, в связи с чем осуществляется уголовное преследование в отношении адвоката Щекалёва Д.В., что же он скрыл такое от следствия и почему это скрытое является имеющим значение для дела.
И еще всех Вас заверю, что до сих пор (а это с 19 июня 2017 года), несмотря на все наши попытки, орган следствия не сообщает, что сокрыл от следствия адвокат Щекалёв Д.В., какое этот предмет имеет отношение для дела.
Соблюдая принципы адвокатской тайны, могу сказать только одно, что, действительно, адвокат Щекалёв Д.В. взял у доверителя некий предмет, но это произошло до объявления постановления о производстве обыска, а также этот предмет не имел никакого отношения к расследуемому событию – распространению мормонами порнографии.
Ведь представьте. Пришел к Вам доверитель, отдал Вам документы и попросил дать им оценку на предмет «криминальности», а через пять минут зашел следователь с претензиями о том, что переданное Вам он хотел изъять, но не смог, так как Вам уже это отдали, поэтому вы препятствуете следствию…
Именно это в данном случае и произошло. Претензия органов следствия простая – мы хотели это изъять, но теперь это находится у Вас… При этом у следствия нет этого предмета, они уж точно не знают, имеет ли он значение для их дела (последнее неоспоримо – не имеет никакого значения)…
Кроме того, отмечаю, что в нарушение ч.4 ст. 146 УПК РФ, о возбуждении в отношении Щекалёва Д.В. уголовного дела его уведомили лишь спустя четверо суток и то лишь в связи с тем, что он прибыл вместе с представляемой им Косаревой Т.В. в следственный орган для проведения с ее участием следственных действий.
Фактически, как я считаю, произошло следующее.
Есть адвокат Щекалёв Денис Викторович, отец троих детей, который является адвокатом и, в силу адвокатской профессии, не вправе выбирать, кого ему защищать, а кого нет.
Есть правоохранительные органы, которым не совсем (мягко сказать) удобны «мормоны».
Есть уголовное дело, связанное с неким обвинением «Владивостокских мормонов» с распространением детской порнографической продукции, которое, по нашему мнению (адвокатов бюро) не имеет перспективы, так как было «искусственно» создано, но стоит на контроле во всех инстанциях.
По сути – адвокат Щекалёв Д.В. взялся защищать преследуемых государством людей, соблюдая и исполняя требования закона об адвокатской деятельности.
Считаю, и тому есть факты, что адвокат Щекалёв Д.В. был подвергнут уголовному преследованию с нарушением его гражданских и профессиональных прав именно за то, что осуществлял защиту.
Фактически его пытаются приравнять к «плохим» мормонам и устранили от участия в уголовном деле как неугодного путем уголовного преследования.
Тем самым затронуты многие постулаты адвокатской деятельности, которые касаются каждого «обиженного» — адвокатская тайна, гарантия защиты и другое.
Теперь адвокат Щекалёв Д.В. каждое утро встает с плохим настроением, над ним висит «дамоклов меч», только лишь потому, что он взялся защищать «не тех» по мнению «некоторых».
Данная ситуация получила широкую огласку как среди адвокатского сообщества, так и в средствах массовой информации.
Решением Совета Адвокатской палаты Приморского края действия правоохранительных органов в отношении адвоката Щекалёва Д.В. признаны незаконными (решение опубликовано на официальном сайте Адвокатской палаты Приморского края), обращения направлены в ФПА РФ, Председателю СК РФ, прокурору Приморского края.
В настоящее время нет итога – адвокат Щекалёв Д.В. все еще уголовно преследуется за законную адвокатскую деятельность.