О сути страховых продуктов, о мастерстве их изобретателей и о целях их продавцов уже сообщалось в моей статье (Праворуб: О том, как запретные "фрукты" создают страховые продукты. Часть ... ).
Но право граждан тратить свои деньги на страховой продукт, никто не может отменить. Разумеется, невозможно запретить гражданам так же и слушать страшилки и запугивания продавцов страховок.
Обычно рассказчиком является уже совершеннолетний продавец, обязательно в белой рубашке с дешевым галстуком на резинке по форме и без среднего или специального образования по сути и по выражению лица.
При этом обычно высокая улыбчастость, повышенная и искуственно наигранная доброжелательность, а так же ежесекундная готовность тупо пошутить — явные признаки высокого профессионала страховой индустрии, который ведёт с Вами беседу.
Мастерство, с которым такой «пацан» красочно описывает все ужасы теоретически возможных ситуаций, а так же рассказы, о том как якобы «одна женщика как то...», а «другой мужчина однажды...» — приходятся по душе очень страхолюбивым и доверчивым гражданам.
И правда, зачем искать в сети фильм ужасов или идти в кино на очередной голливудский фильм-катастрофу? Тем более глупо платить за этот фильм в кино деньги. Просто пригласите к себе т.н. «страхового маклера» или «консультанта по страхам» и он запугает Вас устно, а все недостающие видеоэфекты сами будут сниться Вам в ближайшие 3 ночи после этого визита.
Особенно гарантируются сны ужасов если Вы не сразу купите страховой продукт и вежливо попрощаетесь со страшными словами «я подумаю».
Вот и решают многие граждане «сэкономить» на фильмах-ужасах и «вложить» сэкономленное в «страховой продукт». Очен рациональное решение, тем более после того, как Вам скажут: «Подпишите здесь, и все эти ужасы с Вами не произойдут, а если и произойдут, то мы поможем, а если не поможем, то вам хоть не так страшно будет… нам платить взносы.»
Если после этих разговоров гражданину понравится общение с индивидуумом в галстуке на резинке и гражданину захочется ещё раз себя застраховать, что бы было ещё спокойнее, то возникает вопрос: а так можно?
«Можно» — ответит улыбчастый, услужливый и весёлый страхо-манн.
Но прецедентная судебная практика и нормы немецкого и европейского страхового права говорят об обратном. А поскольку во всех странах мира проживают граждане, у которых те же страхи и инстинкты, то скорее всего этот опыт применим и в других странах, где живут тоже люди, а значит слушатели страшилок и покупатели страховых продуктов. Это значит данная статья на русском языке может быть полезна и моему читателю.
И так, бывает ли много страха и как это сказывается в реальных обстоятельствах наступления срахового случая.
Вопрос должен быть интересен и юристам, так как речь пойдёт о т.н. «недействительном» или «ничтожном договоре страхования», несмотря на то, что по этому договору много лет платились страховые взносы.
Начнём со статьи закона, котрая может быть, а может (ещё пока) отсутсвовать в законодательствах других стран:
"При наступлении страхового случая, пострадавший и застрахованный может требовать только одну сумму выплат, которая соответствует размеру понесённого ущерба. В случае, если застрахованный заключил два договора для покрытия тех же рисков, (многократная страховая защита), он не может требовать возмещения ущерба дважды, а лишь один раз и в размере понесённого ущерба. В случае, если он застраховал риск с целью получить двойную выплату возмещения, оба договора считаются недействительными и застрахованный не может требовать вообще никаких выплат по этим договорам" (см. § 78 Aбз. 3 Versicherungsvertragsgesetz, Закон о Страховых продуктах).
Находчивость некоторых граждан непредсказуема. Иногда они желают не только купить билет на фильм-ужасов, но и сходить по этому билету на один и тот же фильм трижды. Но «голивуд не дремлет» и в результате, как говорится «кина вообще не будет».
Совсем недавно, в 2017 году Высший Земельный Суд Ольднбурга (см. ном. актов 5 U 18/17 от 21.08.2017, Oberlandesgericht Oldenburg) принимал решение по интересному случаю, как говорится «и пожара, и наводнения одновременно».
Владелец сгоревшего дома обратился к страховой компании, в которой он застраховал своё жильё продуктом «Страховка имущества от пожаров». Заявленный размер ущерба составлял 40.000 Евро. Страховка отказала ссылаясь на то, что имеет место случай «Двойного страхования» (Mehrfachversicherung).
При заключении договора страхования ещё в 2012 году владелец, якобы умышленно предоставил ложные данные о том, существуют ли другие страховые продукты на это имущество и для таких же рисков.
И действительно, супруга владельца ещё в 1996 году (за 16 лет) приобрела страховой продукт у другой компании на то же имущество. Разумеется все взносы пратились все 16 лет. Но по данным показаниям в суде, в то время всупруг якобы плохо понимал по немецки и не знал, что супруга заключила договор «давным давно».
Было установлено, что владелец спустя 4 месяца после заключения договора в 2012 году обращался к страховой компании с посьбой возместить ущерб от затопления. Обращался он и к компании от 1996 года, то есть к обеим компаниям и от обеих успешно получил около 800 евро за ущерб.
После случая с ущербом от воды, владелец обратился к компании, в которой объект застрахован супургой с 1996 года, с просьбой увеличить размер возмещения по продукту «от пожара», что разумеется означает более высокие взносы. Ну, страшно человеку стало.
И вот спустя ещё два месяца недвижимость владельца сгорает и он обращается к обеим страховым компаниям.
Вскрыв «проделку» с двойным возмещением за ущерб от воды, суд счёл, что действия данного гражданина были изначально умышленными и нацеленными на «двойное возмещение» и в случае с пожаром. Словом, в забывчивость и полохое знание языка суд не поверил.
Применяя указанную выше норму судебная инстанция признала оба договора недействительными.
И что же получается: слишком много страха — ещё более губительная ситуация, чем полное отсутствие страха? Да, действительно: Ведь проплатить 16 лет взносов по одному «страховому продукту» и приобретя второй, несколько лет проплатить второй продукт — означает «страшную жадность».
В результате получается страшная картина:
(1) недействительность обоих договоров означает впустую оплаченные взносы,
(2) полное отсутствие возмещения за ущерб,
(3) судебные расходы при установленной «умышленной забывчивости» — несёт погорелец.
Этой страшилки и нормы закона Вам не расскажет ни один улыбчастый «пацан» в белой рубашке с галстуком на резинке. Почему? — Потому что в его обязанность вообще не входит знать о таких случаях, что бы не проговориться покупателю или не перепутать, напугав покупателя так, что тот станет любить фильмы ужасов.
Говорят, у страха — глаза велики, но следует добавить: а так же большие уши, большой карман, большие зубы, длинные когти и… белая пушистая шерсть.
________________________________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.


Уважаемый Vitaliy, а как страховые компании узнали о том, что у гражданина двойная страховка? Или страховые в обосновании отказа в возмещение ущерба ссылались на какие-то другие обстоятельства?
Уважаемая Алёна Александровна, думаю «выяснили» :)… даже у нас страховщики между собой взаимодействуют и привлекают специалистов… а там такое взаимодействие, контроль, расследование на настолько более глубоком уровне, что наивно надеяться ( как «шило в мешке»)
Уважаемая Алёна Александровна,
а как страховые компании узнали о том, что у гражданина двойная страховка? очень правильный вопрос, ответ на который ещё раз подчёркивает суть и метод этого вида «бизнеса»: когда страховой продукт продаётся — достаточно «беседы с покупателем» и его положительного ответа на вопрос, что другой страховки нет. И поскольку предпродажная беседа не протоколируется, то и невозможно доказать, что об этом не спрашивали. При этом никаких проверок и «сотрудничества» с другими компаниями — не наблюдается, главное продать продукт.
А вот когда дело доходит до оплаты по продукту — вот тут вывернут на изнанку все ресурсы, все архивы, все виды коммуникаций, изысканий и экспертиз, что бы в итоге использовать норму закона, о существовании которого нормальный гражданин в повседневной жизни и знать то не может. А оказывается должен!
Вот об этом публикация тоже.
Уважаемый Vitaliy Haupt, еще в тему рассказ агента, который спросил своего бывшего клиента, перешедшего страховаться в другую страховую:
— Ну как вам новая страховая?
— Прекрасно, очень нравиться, всем доволен, уже который год страхуюсь..
- А как выплачивают?
— Не знаю, еще не было страховых случаев.
— ?! :)
Как говорится, чем больше сумма выплаты, тем точнее проверяется насколько надежна и исполнительна страховая :)
Уважаемый Василий Герольдович,
а в каком месте нужно смеяться? ;)
Данный рассказ ещё раз подтверждает то, что при продаже воздуха разными торогвцами — важна только его цена и упаковка, т.к. сам воздух обычно везде одинаков.
Уважаемый Vitaliy Haupt, согласен — в том примере из моего рассказа как раз и шла речь «о воздухе». Человек «просто платил, но ничего не довелось получать» и был доволен, что и вызвало улыбку его собеседника, который пусть и являлся «профессиональным продавцом воздуха» — сотрудником страховой компании, но все-таки считал, что для оценки страховой услуги следует ориентироваться именно на качество выплат, вместо «цены и упаковки».
И страховка — это не всегда «воздух» ;)
Уважаемый Vitaliy Haupt, описанный Вами случай «двойного страхования» весьма интересен, в том числе и тем, что с точки зрения российского права, он не так уж безнадёжен, поскольку если оба договора страхования признаны недействительными, а страховые взносы по ним оплачивались много лет, то у страхователей-погорельцев возникает право на взыскание со страховщиков неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ РФ),
Уважаемый Иван Николаевич, верно, есть и у нас такая норма. Но она не применима по целому ряду обстоятельств и главное из которых «наличие умысла и вины». По простому: как можно обогатить договорного патрнёра с изначальным умыслом его последующего обкрадывания и с уверенностью, что правовая система станет на сторону такой «схемы». В таком случае наличие «обогащения» отрицается.
Уважаемый Vitaliy Haupt, спасибо, за как всегда интересный рассказ!
Кстати, насчет «страха», тут на мой взгляд действуют некие правила «за рамками правового поля»:)
За годы работы в страховой компании не раз наблюдал и коллеги рассказывали о таких ситуациях: когда после года или нескольких лет «бессмысленного» по мнению клиента страхования (страховых случаев не было), несмотря на просьбы сотрудника страховой «продолжить страхование» клиент прекращал сотрудничество… и вскоре наступал страховой случай...
Как говорится, сам бы сказал, что — «сказки», однако, вот на днях к доверителя подобное случилось:)
Уважаемый Василий Герольдович, к сожалению, вот такой «закон подлости» случается довольно часто несмотря на просьбы сотрудника страховой «продолжить страхование» клиент прекращал сотрудничество… и вскоре наступал страховой случай...
Уважаемая Ольга Викторовна, точно... лучше бы «бутерброд маслом вниз» :)
Помню одна аптека так у нас продление затянула на месяц и как раз страховой случай произошел… после этого сразу договор возобновили...
Уважаемый Василий Герольдович,
… правила «за рамками правового поля»...
… несмотря на просьбы сотрудника страховой «продолжить страхование» ...думаю Вы правы, правовое регулирование привокзальных попрошаек, которые полностью зависят от того, что им «бросят в чашку» — это вопрос социальный и гуманитарный. При этом попрошайки есть везде и люди везде им бросают гроши. Однако у них нет глобльной системы, которая «пишет законы про попрошаек» и регулирует «размер чашки» и обязывает население не проходить мимо"… ;)
В дополнение к теме «страхование».
Владимир Гришин о «бесплатной/страховой» медицине: "Сесть на поток, закрыть всё и увести бабки зарубеж...". Вниманию зрителя предлагается материал о «добровольном» и «обязательном» мед. страховании. с мин. 00:40 по мин. 11:27 от первого лица, знает о чём говорит...
https://www.youtube.com/watch?v=klG8jmQJNgQ