"- хочу спросить...?
- вам совет или консультацию?
— а в чем разница?
— совет бесплатный, а консультация оплачивается
— тогда совет!
— пожалуйста: запишитесь на консультацию."
Не секрет, что массовое распространение так называемых бесплатных консультаций уже привело к деградации качества юридических услуг. Обычный человек, полагающий, что без особого труда можно найти предложение о бесплатных юридических консультациях по любым правовым вопросам желает получить такую услугу с минимальными затратами.
В статье я не хочу затрагивать вопросы о том что можно получить от такой консультации, как и вопросы репутации юристов, оказывающих подобного рода услуги. На эту тему написано много. Я хочу исследовать некоторые психологические аспекты. касающиеся лиц, которые данные услуги желают получить, не понимая их сути, но желающие внимательного к себе отношения.
Итак.
Первый аспект, который не осознается всеми получающими такую «помощь» это обесценивание труда специалиста. Обращающий за такой помощью считает, что специалист настолько от него зависим, что готов оказывать ему помощь бесплатно, таким образом он как бы возвышается над специалистом, принижая его профсостоятельность.
К сожалению некоторые специалисты усиленно и неосознанно(но не всегда) помогают доверителю утвердиться в этом. Здесь надо обратившемуся задаться вопросом: если это так, то зачем мне нужен такой специалист? И какая польза от него будет мне?
Приведу небольшой положительный пример из практики: ко мне на заре моей практики пришел по рекомендации от знакомого предполагаемый доверитель, я после беседы, думая что сделаю ему хорошо и своему знакомому, назвал заниженную сумму услуги. Каково было мое удивление, когда доверитель был возмущен и ушел от меня со словами: «Вы за эти деньги просто работать не станете» Больше я таких «скидок» не делал, поняв, что сам обесценил себя в его глазах.
Еще один аспект заключается в нарушении личностных границ. Неосознанно обращающийся как бы предлагает специалисту проникнуться его проблемами до личного уровня (из жалости, альтруизма и т.п.).
Здесь так же очевидны неблагоприятные для обращающегося последствия — такой «проникнувшийся» специалист не всегда сможет увидеть реальные перспективы, тактику и стратегию разрешения вопроса. Как правило обращающийся именно такие чувства пытается вызвать у специалиста. не понимая, что так же вредит себе.
Другой не всегда осознаваемый аспект: это не желание самому участвовать в достижении результата. Этакий бесплатный «гарсон», подающий в постель. Очевидные последствия — проигрыш не смотря на старания специалиста. Этот аспект больше метафизический, но проверенный практикой.
Эти аспекты относятся не к мошеннически настроенным людям. желающим «халявы», а ко вполне обычным, положительным и воспитанным. Но именно устоявшиеся социальные импринты не помогают им увидеть вышеуказанные аспекты.
И еще хотел бы обратить внимание читающих эту публикацию на следующие выводы, основанные просто на жизненном опыте. Чем отличается помощь от «медвежьей услуги» (МУ)? Здесь выделяются три аспекта:
1. Инициатива. Очевидно, что при помощи, в отличие от МУ она должна исходить от обращающегося.
2. Нуждаемость или необходимость. При помощи как нуждающийся, так и оказывающий помощь должны понимать вне зависимости от мнения друг друга. что нуждающемуся без этой помощи не обойтись. Если есть хоть малейшая возможность самостоятельно решить проблему — это МУ)
3. Польза. Не только обращающийся должен получить от помощи пользу в самом широком смысле, но и оказывающий пользу не должен навредить себе при ее оказании. Что бы было понятно приведу отвлеченный пример: в автобусе мужчина уступил пожилой женщине место. Мужчина нуждался в отдыхе, а женщина в движении. В итоге оба навредили себе. не смотря на социально позитивный импринт поведения.
Отсутствие любого из трех элементов делает помощь «медвежьей услугой»
Обращающимся так же необходимо помнить, что люди, занимающиеся юридической практикой как правило не дураки и не альтруисты. Если это специалист «на зарплате», то скорее всего он даст такую консультацию. что бы отделаться от вас.
Если этот специалист «работает на себя», то он даст такую консультацию, что бы потом вы заплатили ему… и побольше. Пользуйтесь такими советами, прислушивайтесь к себе, даже в критические жизненные моменты, и тогда ошибок не будет.
Конечно, верить высказанным здесь мнениям или нет, личное дело каждого. Однако стоит помнить о таком наиболее распространенном виде психологической защиты как отрицание.